Екатерина Репьева
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Екатерина Репьева

2008 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Екатерина Репьева

Да не иссякнет русский род!

«Да не иссякнет русский род!»
поэт Валентин Сорокин

«При упоминании о газетчике священник стал печальней…» Крылатая фраза Г.К.Честертона как нельзя лучше подходит для характеристики наблюдаемой сегодня несовместимости исконно русских мирохранительных духовно-нравственных идеалов и так называемой «культуры». Культуры массовой или же «интеллектуальной а-ля Венечка Ерофеев», которые по сути все равно являются продуктом изготовления одних и тех же ловких дельцов. Сборник актуальных статей о проблемах современной культуры «Эх, славяне!..» писательницы Лидии Сычевой предлагает читателю трезво оценить нависшие над нами цивилизационные угрозы. Сычева – лауреат литературных премий, автор книг  «Вдвоем», «Предчувствие», «Последний блокпост».  Её рассказы живописуют повседневные заботы, тревоги, яркую любовь простых русских сельчан и горожан, потому и сборник публицистики «Эх, славяне!..» напрямую  оказался связан с тем, что напрямую волнует любого думающего человека.  Нравится ли нам пошлейшее телевидение с его пустыми шоу, оставляющими ум абсолютно разочарованным, а сознание каким-то выпотрошенным? А какие книжки рекламируются «модными» издательствами, любящими скандалы и «гламур»? Что за фильмы смотрят наши дети, составляя по ним ложное представление о недавнем прошлом великой страны? А какие «гуру»-режиссеры оказались вдруг ни с того ни с сего вознесены вихрем демократических перемен на почетный пьедестал и за какие «заслуги» перед Отечеством?

В общем, думать есть над чем. Разве что не всегда готов осмысливать увиденное и услышанное современный зритель. «Перекормленные информацией, мы часто не имеем сил, чтобы разгрести насыпанный над головой «холм» культпродукта и окинуть мир собственным оком», - пишет Лидия Сычева. И с этим нельзя не согласиться. Для человека всегда существует два мира. То есть два прямо противоположных выбора жизненных ориентиров и смыслов. В одном мире пишутся бессмертные книги, изобретается лекарство от рака, совершается полет в космос, а в другом, тесном мирке потребления – сочиняются эстрадные песенки-однодневки, целые газеты посвящаются «сплетням о звездах», то есть творится великая иллюзия жизни. Повседневный труд над совершенствованием души в таком тесном мирке просто становится ненужным, ведь что бы ты ни творил, какие гадости и мерзости не совершал, тебе нет смысла каяться и что-либо переменять. Наказания не последует – всегда можно раскошелиться на омолаживающий чудо-крем и несколько хирургических операций, чтобы вернуть себе растраченную молодость, чтобы заново начать проживать эту жизнь в новом обличьи. Думать о вечности в тесном мирке потребления нет смысла, встречу с вечностью можно и отложить. Можно «жить» вечно, как бессмертная Людмила Гурченко или новоиспеченная невеста Алла Пугачева…  Были бы деньги! К несчастью, сегодняшняя культура, насаждаемая с экранов телевизоров, обращена лишь к телу человека. К повседневным потребностям плоти, которую требуется одеть в продукцию модных брендов, отмыть новейшим шампунем, выгулять в престижном ресторане. Только тогда современный человек может считать себя «успешным» и «состоявшимся». Конечно, остается еще и душа. Именно она отвечает за радость, которую мы испытываем при свершении новых покупок, или огорчается, когда обнаруживаем подвох в предложенном  в магазине кредите. Действительно, достойная работа для души!

А вот для духа человеческого, как известно отвечающего в человеке за связь с Богом, в современной культуре места уже не остается. Л. Сычева пишет: «Общей тенденцией в современной культуре стало снижение требовательности к художнику и его произведению (в обществе потребления – все одноразовое, в том числе и искусство). Кажется, что такая девальвация – ценностей, идеологии, нравственности делает жизнь человека более удобной и простой. Но за счет чего и за счет кого? Социальная пирамида  и в обществе биороботов никуда не исчезает. Становится ли эта эксплуатация более мягкой? Телесно – да. А духовно? Или душа у биороботов – роскошь, избыточность? И не платим ли мы вечностью за сиюминутное удобство?»

Заслуживаем ли мы отношения к себе в духе «пипл всё схавает»? А в таком случае что ждет новые поколения, воспитанные клоуном Петросяном или обнаженной группой девушек с «Фабрики»? Да и родятся ли вообще эти поколения на свет, если у их родителей «поколения Пепси» оказался полностью заглушен инстинкт самосохранения? Ведь в мире потребления люди привыкают делать только то, что не мешает их личному комфорту и не портит имидж… Обременение себя детьми в эти пункты как-то не вписывается.

Сборник, выпущенный издательством «Лотос», не велик, всего десять статей. Но насколько насыщенны они эмоционально и духовно! «В плену у биороботов», «История ничему не учит», «Вожделения телеэлиты», «Славяне в России: просвета пока не видно», «Запад обречен», «Славянская идея и великое переселение народов»… В них отразилась боль человека, не желающего беспрекословно принимать от телевизионщиков и «деятелей культуры» смертельную дозу информационной радиации.

Уже первая статья  «В плену у биороботов» приводит доказательства того, что над Россией, чья власть отказалась руководствоваться спасительной национальной идеей и пошла по пути подражания Западу, второе десятилетие подряд успешно ставится жестокий эксперимент по созданию новой категории людей как биомассы. А что такое биомасса? Запад с его порабощенными терпимостью ко греху странами вроде «свободолюбивой» Голландии свою биомассу в телевизионном и книжном инкубаторе уже вывел. Эта биомасса приняла закон об эвтаназии, выработала в себе «уважение» к сексменьшинствами, свободно курит «легкие наркотики»… Дело за Россией. Ведь именно биомасса окажется не способна сохранить границы своего национального государства, свою национальную,  духовно здоровую культуру. Всё это ей попросту не нужно. А начинается всё с забивания головы таким житейским, казалось бы, выбором потребителей рекламы между Синим и Белым тюбиком с новенькой зубной пастой…

«Биоробот – дитя постиндустриального общества, придаток информационной машины, мутант с измененным геномом. Он в принципе не представляет, что такое природосообразный человек, и считает, что народы, национальное искусство, национальный характер – лишь отголоски древней «этнографии»… - пишет автор. - Общество биороботов основано на чисто рациональных положениях. Нужен средний класс и средний возраст, люди, способные потреблять и производить для потребления… Искусство как поиск смысла жизни биороботам не нужно, и даже опасно – это некий «вирус», аномалия. Зато востребован футбол, теннис, бокс, спорт вообще, как один из видов коротких эмоций».  Отсюда и потребительское, совершенно не свойственное русскому человеку отношение к государству, как к сервисной услуге населению!  

Однако, жизнеспособен ли такой народ, не умеющий отличить химическую отраву от чистой родниковой воды? «Слово, как и многие продукты питания, стало с изрядной долей «химии», без этих добавок оно уже не конкурентноспособно»… Современный народ как-то в упор не замечает духовного суррогата, который подсовывает ему «интеллектуальная элита». С деловым видом заседают на Московском международном кинофестивале за счет бюджетных средств именитые  «профессионалы»: Александр Митта, Юрий Богомолов, Виталий Манский… О чем же неспешно роняют слова эти гуру кинокритики и режиссуры? Какую душеспасительную идею они с ответной благодарностью несут в народ, на чьи средства в очередной раз удалось собрать свою пафосную тусовку? А речь идет о том, что «патриотизм – это жуткая архаика. Это постыдная заплата, которой хотят залатать большую дыру. Мы должны быть наднациональными». Или не менее откровенно: «Патриотизм – отсутствие комплекса. Нормальный патриотизм возможен только у людей, не живших в империи». Но примет ли народ эти вредоносные умствования самокоронованной «элиты»?!

Ф.М.Достоевский однажды сказал: «Если Бога нет – всё позволено». Именно Бога-то и не ведают творцы современной культуры, в которой царствует полная вседозволенность и отсутствие, размытость нравственных ориентиров. Никакая альтернативная «арт-культура» не излечит больной души. Нынешние фильмы показывают в лучшем случае саму болезнь, сам факт духовного страдания биороботов, а вот лекарство предложить эти фильмы и книги не в состоянии. Казалось бы, в самом названии типа «Духлесс» («Бездуховный»)  заложен ответ на поиски смысла жизни героем. Но герой не ищет духовности в храме. Он о ней вообще не имеет понятия! То есть если его окружение посвятило жизнь зарабатыванию денег всеми возможными способами ради дальнейшей траты заработанного на модные новинки, то и духовности в мире уже не осталось! На одной констатации факта болезни зиждется всё изложение терзаний «Бездуховного».  И как не свойственно это ущербное понимание русской национальной православной культуре!

Лидия Сычева заставляет читателя задуматься о творчестве современных корифеев кино. Таких как Алексей Учитель, Алексей Балабанов, кореец Ким Ки Дук, Егор Кончаловский… «Балабанов снимает русское кино о русских. Но так, будто нет уже русских ученых, русской интеллигенции, русских рабочих и русских крестьян. Интеллигенция у нас безграмотная или продажная, заводы закрыты – пролетарии переквалифицировались в охранников, село – спилось…» И этим «звездам» сегодня - всё. И медийная поддержка, и щедрое выделение бюджетных средств на создание очередного «шедевра», и заранее предсказуемая похвала от «своих». А какой же продукт встречаем мы в итоге? Распиаренный фильм «Антикиллер» Егора Кончаловского вреден настолько, что даже родной отец режиссера не стесняется высказать Егору Андреевичу правду о позорящем фамилию творчестве: «…«Антикиллер» – фильм, сделанный по законам Голливуда. Плохие и хорошие там бегают друг за другом. Там нет сложности мысли, свойственной русскому человеку… Мой сын – продукт и жертва того, что происходит в мире. В маркетинге важно не качество товара, а качество рекламы». И, между прочим, на примере продукции Егора Кончаловского наблюдаем очевидную потерю связи между поколениями. Отцы не в силах одобрить безответственное поведение ставших вдруг чужими детей.

Но Л. Сычева отнюдь не ставит перед собой цели показать русскую культуру пребывающей в полном упадке. Это не соответствовало бы действительности и самому неунывающему русскому духу! «Язык, слово – своего рода кровеносная система народа. А поэзия – «концентрат», сгусток энергии и смысла, может быть, главная составляющая этой крови», - пишет автор. Только с полным исчезновением народа исчезнет и народное искусство! Пусть сейчас оно не спонсируется, оказалось задавлено лживыми антинародными сериалами вроде «Детей Арбата», но русская нация все еще остается гораздо здоровее психически Западного общества! Вот, к примеру, русский поэт Валентин Сорокин, не завсегдатай теле-шоу-посиделок. Своим творчеством, своим поведением и своей судьбой поэт подтверждает не показную, а настоящую мужественность. Кто герой его стихов? Человек самостоятельный, ищущий, думающий, собранный, целеустремленный, внимательно вглядывающийся в жизнь. Среди звезд нынешней «поэзии» такие персонажи, как Илья Резник, Лариса Рубальская, Владимир Вишневский… Интересно, а какое бы они дали определение понятию «патриотизм»? Из этих конъюнктурщиков ни один не заслужил отзыва о своем творчестве столь высокого как Валентин Сорокин: «Его характеристики настолько резки и смелы, что порой даже страшно становится за автора. Как же сильно наболело у него на душе, как же обидно ему за свой народ, так безвольно отдавший себя в руки предателей!» - пишет Максим Замшев.

Итак, десять статей о современной культуре. Объединенные одной главной мыслью: славянская идея всё ещё остается жизнеспособной. Возможно она единственная, кто может противостоять «новому искусству» «электронных людей». Конечно, для создания схем и лживых образов достаточно умствований, но для создания образов живых в искусстве нужна животворящая любовь. А она рождается только в случае, если художник чувствует свою неразрывную связь с народом. Ведь истинное искусство всегда национально и народно! - восклицает Лидия Сычева.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев