Шевченко Тарас Григорьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ш >


Шевченко Тарас Григорьевич

1814 - 1861

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (9.03.1814-10.03.1861), малороссийский поэт и художник. Родился в семье крепостного крестьянина. В 1838 был выкуплен из крепостной неволи у помещика Энгельгардта и поступил в Петербургскую Академию художеств. Учился у К. П. Брюллова. По окончании академии в 1846 работал в Киевской археологической комиссии.

Литературную известность Шевченко получил изданием в 1840 сборника стихов “Кобзарь”. Литературные и общественно-политические взгляды Шевченко складывались под влиянием творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского. Поэзия Шевченко отражала настроения, чаяния и думы малороссов. Эти настроения нашли отражение в поэмах Шевченко “Катерина” (1838), “Гайдамаки” (1841), “Сон” (1844), “Наймичка” (1845).

В 1846 Шевченко вступил в основанное в к. 1845 преподавателями и студентами Киевского университета Кирилло-Мефодиевское общество, преследовавшее цель создания федерации славянских народов. Шевченко примкнул к левому крылу этого общества. В апреле 1847 общество было раскрыто полицией. Участники его без суда подверглись в административном порядке разного рода наказаниям. Самому суровому наказанию подвергся Шевченко, который был сослан рядовым солдатом в Оренбургскую губ. с запрещением “писать и рисовать”. В 1850 Шевченко был переведен в Новопетровское укрепление на о. Мангышлаке. По амнистии 1856 Шевченко в 1858 вернулся в Петербург. В 1859 Шевченко выехал в Малороссию, но за революционную пропаганду был арестован и отправлен в Петербург под надзор III отделения.

Из живописного наследия Шевченко хорошо известны его картина “Катерина” (1842), офорты “Живописная Украина” (1844), серия рисунков “Притча о блудном сыне” (1856 — 57), портреты, акварельные пейзажи.

Л. Н. Вдовина

Русское небо


Шевченко Тарас Григорьевич (1814 - 1861), украинский поэт. Родился в селе Моринцы Киевской губернии в семье крепостного крестьянина. Детские годы прошли в родном селе, затем в селе Кириловка. Рано осиротев, познал бесправную долю крепостного. Грамоте его учил сельский дьячок.

В 1828 попал в услужение в дом помещика П.Энгельгардта в селе Вильшана, через год служил в его доме в Вильно, а с 1831 - в Петербурге. Обнаружив способности мальчика к рисованию, Энгельгардт решил сделать из него домашнего живописца и послал его в 1832 в обучение к художнику В.Ширяеву.

В 1836 Шевченко познакомился с украинским художником И.Сошенко, а через него - с К.Брюлловым, В.Григоровичем, В.Жуковским, которые решили б освободить молодого художника из крепостной зависимости. В 1838 портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и на полученные 2500 руб. Шевченко был выкуплен у Энгельгардта. В том же году был принят в Академию художеств, где стал учеником и товарищем Брюллова. Учился жадно, много читал, изучал искусство, овладел мастерством рисунка и живописи. Хорошо знал творчество украинских и русских писателей.

В 1840 в Петербурге был опубликован первый украинский сборник стихов Шевченко - "Кобзарь", начавший новую эпоху в истории украинской литературы. Ранние произведения Шевченко написаны в жанре баллады, поэмы, "думки". Значительные произведения этого периода - поэмы "Катерина" (1838) "Гайдамаки" (1841). На русском языке им были написаны поэмы "Слепая" (1842), "Бесталанный" (1844), драма "Назар Стодоля" (1843).

В 1843 возвращается на Украину, в течение года путешествует, посещает родных, наблюдает жизнь народа, много рисует. Выпустил альбом "Живописная Украина".

В 1844 Шевченко окончил Академию художеств, получив звание "неклассного (свободного) художника", и вновь едет на Украину, решив поселиться в Киеве. К этому времени определяются его революционно-демократические взгляды (знакомится с некоторыми из петрашевцев), рождаются замыслы больших произведений обличительного характера: поэма (комедия) "Сон" (1844); "Кавказ" (1845); "Еретик".

В 1840-е написал множество прекрасных стихотворений, вошедших в сборник "Три года", который завершался стихотворением "Как умру, похороните..." (1845). В 1846 вступил в тайное политическое общество - "Кирилло-Мефодиевское братство", члены которого были арестованы по доносу провокатора. Шевченко был арестован в 1847 и, пройдя каземат Третьего отделения, за революционные стихи в сборнике "Три года", найденные при аресте, был сослан в солдаты в Орскую крепость с приговором Николая 1: "Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать". Но Шевченко продолжал тайно писать стихи, пряча их: поэмы "Варнак" и "Марина" (1848), цикл "Цари" и целая серия лирических стихов, выразивших горячую любовь к Украине, написаны в крепости.

В 1848 Шевченко как художник был включен в состав экспедиции по обследованию Аральского моря, где он много рисовал и создал 350 акварельных пейзажей и портретов. В 1850 по доносу одного из офицеров поэт был арестован в Оренбурге, по этапу отправлен в Орскую крепость и заключен в каземат. Вскоре был переведен на полуостров Мангышлак Каспийского моря, в Новопетровское укрепление.

В 1851, несмотря на усиленный надзор, Шевченко вновь включен как художник теперь в состав геологической экспедиции в горах Каратау. В Новопетровске с разрешения коменданта укрепления поэт в свободные от службы часы писал повести на русском языке, надеясь напечатать их под псевдонимом в русских журналах. Так были написаны повести "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854), "Несчастный" (1855) и др. Здесь же было создано много пейзажей, портретов, жанровых рисунков.

После смерти Николая 1 Шевченко был освобожден по амнистии, но не сразу, а лишь после настойчивых хлопот друзей. По дороге в Петербург вынужден был задержаться в Нижнем Новгороде, так как ему был запрещен въезд в обе столицы. Здесь была написана поэма "Неофиты" (1857), триптих "Доля", "Муза", "Слава".

Друзья Шевченко добились для него разрешения жить в Петербурге, и по приезде туда он оказался в центре внимания. Сблизился с кругом "Современника", "Искры", со многими русскими и польскими революционными демократами (Чернышевским, Курочкиным и др.). В 1860 Совет Академии художеств присвоил ему звание академика по классу гравюры.

В годы революционной ситуации в России Шевченко использовал библейские и евангельские сюжеты для воплощения революционных идей: "Подражание II псалму", "Подражание Иезекиилю. Глава 19" (1859), поэма "Мария" и др. В 1860 написал смелое и сильное стихотворение "Свете тихий! Свете ясный!.."

В 1861 день своего рождения Шевченко встретил тяжелобольным (расстройство печени, сердца, водянка). Под утро он скончался. Это случилось 26 февраля (10 марта н.с.) в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


По следам Пушкина и Пугачева

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814 - 1861) - украинский народный поэт, художник, мыслитель.

С самого начала творческой жизни проявлял огромный интерес к поэзии А.С.Пушкина и к его прозаическим произведениям. Много подтверждений этому в записях "Дневника" и повестях периода неволи ("Художник", "Близнецы").

Как и Пушкин, Шевченко глубоко интересовался событиями Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Ем. Пугачева. В 1847-1850 гг. он побывал во многих местах боевых действий повстанцев - тех, где некогда "пугав Пугач над Уралом" ("Москалева криниця"). В повести "Близнецы" есть такие строки: "...И любуясь этим величественным горизонтом, я незаметно въехал в Татищеву крепость. Я отдал подорожную смотрителю, а сам остался на улице, и, пока переменяли лошадей, я припоминал "Капитанскую дочку", и мне как живой представился грозный Пугач в черной бараньей шапке и в красной епанче, на белом коне..." Дневник Т.Шевченко (записи 19 июля, 8 и 13 декабря 1857 г.) запечатлели замысел его поэмы "Сатрап и дервиш" (как писал он сам, "вроде "Анджело" Пушкина"). Наиболее широко тема охарактеризована в книге Ф.Я.Приймы "Шевченко и русская литература XIX века" (М.-Л., 1961).

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html


Шевченко Тарас Григорьевич (25.02[9.03].1814—26.02 [10.03].1861), малороссийский поэт, художник, мыслитель. Родился в с. Моринцы Звенигородского р-на Черкасской обл. в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком, с 14 лет «казачком» у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (н. 1831) был отдан (в 1833) в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Ширяеву. Весной 1838 Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Шевченко — баллада «Порченая», стихотворение «Думка» («Течет вода в сине море»), «Вечной памяти Котляревского» и поэма «Катерина» — датируются 1837—38.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Шевченко «Кобзарь», где были впервые опубликованы стихи «Думы мои», «Перебендя», «Думка» («Нащо менi чорнi брови…»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», баллада «Тополь», поэмы «Катерина» и «Тарасова ночь». Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением «Кобзаря», развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обреченная любовь. Однако уже в ранних произведениях Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. «Катерина», напр., — вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребенком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко все большую историческую определенность. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы «Слепая», 1842, «Княжна», 1847, «Марина», 1848).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений «Тарасова ночь» (1838), «Иван Подкова» (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт все ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм «Гайдамаки» (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием «Колиивщина», против шляхетского польского гнета. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и притом вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Шевченко стремился воззвать угнетенный малороссийский народ к борьбе за свое освобождение от польских оккупантов.

В мае 1843 Шевченко поехал в Малороссию, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжелого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили освободительные устремления Шевченко. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом («Три года»), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апр. 1847 был арестован и затем отдан в солдаты в Орловскую крепость (в Оренбургскую губ., а в 1850 — в Новопетровское укрепление на п-ове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, «сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания».

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке «Княгиня» (1853), «Музыкант» (1854—55), «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (все — 1855), «Художник» (1856); ранее были написаны повести «Наймичка» (1844) и «Варнак» (1845); после ссылки — «Прогулка с удовольствием и не без морали» (1856—58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей «Варнак», «Музыкант», «Художник», «Прогулка…» — личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора — убежденного сторонника реализма, близкого теории и практике «натуральной школы» в русской литературе.

В 1860 появилось новое (наиболее полное из трех прижизненных) издание «Кобзаря» (однако поэмы «Сон», «Кавказ», «Еретик», стихотворение «Завещание» и подобные им произведения не могли войти в него). Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в «Кобзаря», друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сборник «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки»).

Произведения 1857—61 — вершина поэзии Шевченко, теперь еще более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическая, философская), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих «Доля», «Муза», «Слава», 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы «Неофит», «Юродивый» (обе — 1857), «Мария» (1859) и лирика 50-х — н. 60-х. Подражания псалмам и библейским мотивам («Подражание 11 псалму», «Осии, глава XIV», поэма «Мария») использованы Шевченко для выражения освободительных идей.

Поэтика Шевченко, близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к все большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Шевченко опирается на малороссийский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12—11- и 14-сложного) и силлабо-тонического стихосложений (напр., 28 видов строфики только в стихах, написанных четырехстопным ямбом). Шевченко внес в малороссийскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил ее культурные и интеллектуальные горизонты, включив в нее исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

Многие произведения Шевченко положены на музыку Н. В. Лысенко (см. его сб. «Музыка к “Кобзарю” Шевченко») и др. малороссийскими (К. Г. Стешенко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и великорусскими (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стихотворения «Думы мои, думы мои», «Завещание», начало баллады «Порченая» («Реве та стогне Днiпр широкий») стали народными песнями; «Завещание» вошло в круг народных песен.

Смерть Шевченко была воспринята как большая потеря для русской литературы. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др. Н. А. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Сочинения:

Полное зiбрання творiв. Т. 1—10. Київ, 1939—64;

Повне зiбрання творiв. Т. 1—6. Київ, 1963—64; в рус. пер. — Собр. соч. Т. 1—5. М., 1964—65.

Далее читайте:

Владимир СИРОТЕНКО. Неизвестный Тарас Шевченко. Глава 1. Детство.

Исторические лица Украины (биографический справочник).

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев