Юрий ПОГОДА
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Юрий ПОГОДА

2010 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:
памятные монеты из драгоценных металлов

Юрий ПОГОДА

Правда очи коле

…Съёмочная группа документального фильма «Полтавская баталия: 300 лет спустя» уехала из Полтавы в конце сентября. Фильм показали по телеканалам в начале ноября. А аккурат посредине между этими событиями в Полтаве состоялось очередное осквернение очередного памятника Полтавской битвы – криницы Петра I в районе пригородных Лесных Полян. О чём печально поведал даже отнюдь не отличающийся уважительным отношением к русской истории «Полтавський вісник» - областная газета, учредителем которой является насквозь «пормаранчевый» сегодня полтавский горсовет.

Что вам сказать про этот горсовет (в качестве краткой его характеристики)? Как известно, его депутаты в конце лета нынешнего года подавляющим большинством голосов приняли беспрецедентное решение об установке в самом что ни на есть центре Полтавы памятника «новому Иуде» - соборно проклятому изменнику малороссийского народа, бывшему гетману Мазепе – при всём при том, что этот упырь никогда «впродовж» (на протяжении) своей пакостной жизни так и не побывал в этом городе. Справедливости ради следует отметить, что некоторые (весьма немногочисленные) противники этой гибельной идеи из числа депутатов всё того же горсовета на этом действительно историческом заседании, защищая свою позицию, пытались зачитать строки из пушкинской поэмы «Полтава», где даётся достаточно выразительная характеристика «Мазепе, злодею». Хуже этой затеи трудно было себе представить: противников установки памятника зашикали, освистали и чуть ли не оплевали. И поделом: худшей аргументации, нежели ссылка на Пушкина, теперь «зарубіжного письменника», в сегодняшней Полтаве и придумать трудно. Школы русские здесь закрыты, язык русский в полнейшем загоне, ярлык «російськоорієнтований», навешенный на кого-либо, является свого рода волчьим билетом, закрывающим дорогу к работе, очень многим видам деятельности, сигналом к обструкции (на своей шкуре испытал).

Я бы, честно говоря, предложил другую характеристику Мазепе, выданную Мыколою Маркевичем – стопроцентным малороссом, по нынешней терминологии – украинцем: «Тварь Голицына, подкупитель Шафирова и Головкина, лицемер перед Петром, ханжа перед Богом, развратитель невинности, завистник Палея, губитель Самуйловича, убийца Искры и Кочубея…., предатель Украйны и лжец перед отчизною» (М. Маркевич, «Історія Малоросії», с. 509). Так вот: этой «твари», «лицемеру», «ханже», «развратителю», «губителю», «убийце», «предателю» и «лжецу» полтавский горсовет в лице его депутатов постановил поставить памятник на Соборной площади. Нужны ли после этого ещё какие-либо дополнительные визитации Полтаве и её «выборным» во главе с их «войтом» Матковским?

Не менее выпукло выглядит и их же не менее беспрецедентная идея установки в Полтаве памятника шведскому королю Карлу XII – да, да, тому самому, который положил трупами на здешних валах сотни героически сопротивлявшихся его захватнической армии местных жителей; который разграбил и выжег все окрестности города весной 1709 года – в частности, Ковалёвку -  местечко, входившее в состав второй сотни Полтавского полка. По словам шведского лейтенанта Лита, это была месть тамошним жителям за поддержку русских. Огню была предана также близлежащая Рублёвка, приютившая завоевателя-скандинава всего на одну ночь. Утром её испепелили дотла. Не менее 1600 жителей Чернух (ныне райцентра Полтавской области) были вырезаны при попытке сопротивления отряду подполковника Томаса Функе, а укрывшиеся в церкви жители сожжены живьём. Шведы, кстати, никогда и не скрывали этих фактов: библиограф короля Густав Адлерфельд в своей «Военной истории Карла XII» (G. Adlerfeld. Histori militaire Charles XII, - Г., т. IV, стр. 395) приводит текст универсала Карла XII от 16 декабря 1709 года, в котором говорилось, что за непослушание шведам и Мазепе приказано не только жителей, но «и их детей (!) и пожитки огнем и мечом, как наисторожей карати…».

И даже когда участь короля и Мазепы под Полтавой была уже фактически решена, буквально за несколько дней до знаменитой Полтавской баталии были схвачены четверо местных жителей и объявлены «поджигателями». Карл приказал двоих из них изжарить живьём, а двоим отрезать носы и уши, и в таком виде отправил этих несчастных в ставку русского генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева…

Перечень жутких деяний и наикровавейших «заслуг» Карла XII перед полтавчанами можно продолжать очень долго. Но вот резюме «міської влади»: поставить в Полтаве к 300-летию Полтавской битвы памятник Карлу XII! При этом экспозиции музея Полтавской битвы уже «подрихтовали» под новые веяния: насытили портретами «героического» Карла и его с позволения сказать «союзника», смастерили из подручных материалов «посмертную маску» колроля, гордо подняли вверх флаг Швеции, прежде склонённый, и устраивают раздачи посетителям щедрых порций «лапши» о некоем мифическом «украино-шведском союзе»… Так тоже решила «міська влада», поскольку несмотря на гордое название «государственного историко-культурного заповедника «Поле Полтавской битвы» данный музей имеет в реальности статус «міської комунальної власності» (как городской муниципальный сортир, к примеру).  

Впрочем, мы несколько отвлеклись от основной мысли. Факт осквернения ещё одного памятника, связанного с великой битвой – криницы Петра I, который берегли и за которым трепетно ухаживали почти 300 лет (а это худо-бедно 16 поколений полтавчан), по понятным причинам не мог войти в фильм «Полтавская баталия: 300 лет спустя». Там всего два эпизода было включено собственно об осквернённых памятниках Полтавы: снятое на камеру гуляние молодёжи в День города, сопряжённое с глумлением над центральным градообразующим элементом - памятником Славы, и показан обрисованный непотребными надписями монумент на месте командного пункта Петра I на Поле Полтавской битвы. Плюс в фильм был «вставили» сюжет о систематическом ежегодном шабаше, носящем явно антирусский характер, под названием «Мазепа-фест», который Полтава пригрела, и которым в местных СМИ находят возможным умиляться. Что можно добавить, увидев живые свидетельства вандализма на памятниках и вокруг них, понаблюдав за упомянутым «фестивалем» как бы воочию через объектив видеокамеры? Свой глазок – смотрок,- говорит добрая русская пословица. Делайте выводы сами.

Но старая малороссийская пословица при этом уточняет: «Порченым глазам стид не вредить». И в полном соответствии с ней вскоре после премьеры фильма в  «Internet» появилось некое заявление руководителя пресс-службы Полтавского городского совета Виктора Кикотя, в котором он дерзко позволяет себе обвинять «российский телеканал "РТР"» не более, и не менее, как «в клевете и заангажированности» показанного ним фильма "Полтавская баталия: 300 лет спустя". Трудно сказать, адекватен ли данный чиновник в понимании этих терминов: «клевета» и «заангажированность». Снятое на видео «плюндрування» памятника Славы – его что, не было? Или вдоль и поперёк измазанный граффити памятный знак на месте командного пункта Петра I – это что, компьютерная графика? А сюжет о «фестивале» «Мазепа-фест» разве взят не из действительности, а из какого-нибудь постороннего фильма о шабаше ведьм на Лысой горе? Нет, всё достоверно, всё с натуры. Всё – полтавское, сегодняшнее, предъюбилейное.

Другой вопрос, что чиновнику «міскради» очень хотелось бы увидеть вместо показанной фантасмагории «Мазепа-феста» и печального зрелища поруганных памятников панегирик о якобы титанических усилиях городских властей по, видите ли, «подготовке и достойному празднованию 300-летия Полтавской битвы» (так в тексте). Кстати, «праздновать» в Полтаве никто ничего не собирается, и вот ещё одно косвенное подтверждение тому: в напечатанном схожем обращении Виктора Кикотя к полтавчанам (газета «Вечірня Полтава» за 12 ноября) слово «празднование» акуратно заменено на «отмечание» (ибо есть тексты для внутреннего употребления, а есть для внешнего). Для, как ныне прийнято віражаться, «развода».  

Лукавый руководитель пресс-службы в своём Internet-обращении совершенно запутал вопрос, на чьи же всё-таки деньги «осуществляется благоустройство территорий, завершается реконструкция братской могилы российских воинов и храма Петра и Павла» - в одном случае у него фигурируют  «средства местного бюджета и спонсоров», в другом – деньги будто бы выделяет «российская сторона, в частности, посредством привлечения меценатских средств».

На самом деле косметический, не побоимся этого слова, ремонт Братской могилы Русских воинов действительно «осуществляется» – но, как заявил одному из наших представителей некий «руководитель проекта» от некой загадочной «группы компаний «Фактор» по фамилии Коваленко (Валерий Анатольевич) деньги вкладываются «ихние», и к местному полтавскому бюджету ремонт не имеет никакого отношения. Вопрос же с курганным храмом доселе будто бы остаётся «открытым». Никто по сей день не внёс ясности по данному вопросу: ни «Полтавський вісник», ни «голова пресс-службы», ни сам городский голова. «Бо таємниця».

Этот единый приводимый в сколько-нибудь приличное состояние памятник Полтавской битвы, как и одна ласточка, весны, по нашему мнению, не делает. Безо всякого внимания остаётся более полувека назад стёртая с лица земли Могила Русской рати в районе Дублянщины; никто и не думает восстанавливать разрушенный  на исходе 1950-х памятник на месте пленения остатков шведской армии у деревни Переволочной; не намеревается привести в порядок изувеченный уже в «незалэжное» время  памятник на месте переправы Русской армии по трём бродам у деревень Петровки и Семёновки (с него украден бронзовый барельеф, гранитные блоки почти что распадаются), разрушен и не будет, судя по всему, восстановлен также памятник на месте первого лагеря Русской армии у деревни Семёновки; вовче даже и не брались ещё за реставрацию пребывающего в аварийном состоянии памятника на месте дома казака Магденко, где жил комендант Келин, и где «почивал после трудов своих» Пётр I, посетивший Полтаву на следующий день после знаменитого сражения и потом ещё раз через несколько дней. А ведь эти, да и многие другие памятники Полтавской битвы действительно крайне остро нуждаются в скорейшем ремонте, а делать его никто даже  не собирается, несмотря на катастрофически убывающее время.

Особо же трагической выглядит судьба величественного здания Полтавского Петровского кадетского корпуса, замыкающего собой перспективу уникальной Круглой площади. Этот памятник архитектуры, вопреки всем существующим законам и положениям был продан неизвестно кому (несмотря на все наши попытки узнать имя владельца, оно так и осталось в тайне от общественности). А ведь в нём находился храм небесного покровителя Полтавы святого Сампсония странноприимца, в день памяти которого произошла знаменитая битва (вот тут самое время уличить в элементарном невежестве «руководителя пресс-службы» - он пишет, что «Полтавская битва - решающий эпизод Великой Северной войны (1700-1721), состоялась 27 июня (8 июля) 1709 года»; на самом деле – 10 июля, ибо именно в этот день празднуется память святого Сампсония). Достаточно было бы Виктору Кикотю заглянуть, скажем, в перечень «Дней воинской славы России», как он увидел бы: «10 июля 1709 года – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении». Неужто полтавская «міськрада» так погрязла в подготовке юбилейных мероприятий, что до сих пор даже не разобралась, когда именно следует им «праздноваться», ну или там «отмечаться»?

 Обстановка понятна? Всё это, вместе взятое, и дало мне право выступить перед телезрителями России и СНГ с достаточно коротким заявлением: «Мне, как полтавчанину, стыдно…». То есть говорил я от себя (в чём может убедится каждый, просмотрев фильм «Полтавская баталия: 300 лет спустя»). Точно так же «от себя» говорил и Виктор Шестаков, анализируя, как историк и педагог, всё более сгущающуюся атмосферу антироссийской истерии в Полтаве. Тем не менее Виктор Кикоть позволил себе заявить: «В фильме двое полтавчан, журналист Юрий Погода и председатель общественной организации "Русская община Полтавы" Виктор Шестаков от имени всех жителей (выделено мной) подают неправдивую информацию о подготовке к 300-летию Полтавской битвы». Как видим, «рэчнык», как любят называть себя подобные глашатаи на кормлении, говорил опять-таки неправду. При этом призывая верить именно ему, а не им, «двоим полтавчанам», и «російському телеканалу», сказавшему, по его мнению, неправду. «Бруд (грязь) про Полтаву»,- написано в газетном заголовке подписанной им газетной заметки. 

Вот это меня, честно говоря, маленько зацепило за живое. Потому что по моему глубокому убеждению не только какой-то там руководитель пресс-службы горисполкома Виктор Кикоть, но и даже его высокий, так сказать, начальник – «міський голова» Андрей Матковский – никакого права «говорить от имени полтавчан» не имеют.

Дабы убедиться – прав я в этом своём убеждении, или нет, я задал вопрос главе Русской общины Полтавской области Виктору Шестакову:

- Могу ли я высказать крайне негативное мнение по поводу того, как позорно «готовится», с позволения сказать, Полтава к 300-летию главного события в её истории; но подать это не как своё частное мнение, а действуя от имени Русской общины Полтавской области?

На что Виктор Феофанович ответил:

- Несомненно. Как один из лидеров русского движения, вы с полным правом можете это сделать. Ваша позиция нам известна и вполне разделяема абсолютным большинством членов общины. Мы тоже считаем, что летом 2009 года Полтава неминуемо покроет себя несмываемым позором. Что с успехом делается - уже.

Тогда я поинтересовался также у руководителя «Союза русских литераторов и журналистов Полтаввщины» Николая Ярёменко:

- Могу ли я, как литератор и журналист, состоящий в данной организации, заявить от лица её протест по поводу систематического осквернения памятников русской истории и культуры в Полтаве; во всеуслышание сказать о недостойном поведении полтавской «мэрии» в деле подготовки к  празднованию юбилея славного сражения?

Николай Николаевич ответил, не задумываясь:

- Безусловно, поскольку ваша точка зрения целиком и полностью совпадает с позицией всех членов нашей организации.

А брат известного публициста Виктора Анисимова Георгий Анисимов добавил:

- Весь этот вой, поднятый полтавской «мэрией» по поводу якобы имеющих  место «искажениях» в фильме «Полтавская баталия: 300 лет спустя», имеет достаточно простое объяснение. Помните, как было сказано в несколько схожей, на мой взгляд, ситуации, в романе Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша»: «Плачь, жирный Твэкэм, твои доходы уплывают».

Судите сами: понастроят «Матковский и компания» в Полтаве гостиниц и забегаловок в расчёте на наплыв русских туристов, а юбилей-то, похоже, уже начинает своё движение мимо Полтавы.  А что им, русским-то, делать в этом зараженном украинским национализмом городе? Где русским угрожают расправами, где памятники русской истории уродуют и обливают краской… Что, в России полей не хаватает, где можно было бы провести смотр, парад или военную реконструкцию? Вспомним: Пётр Великий праздновал свою победу не в смрадных Яковцах, а в празднично украшенной Москве. Санкт-Петербург способен достойно отпраздновать этот юбилей. Село Великое есть, в конце концов… Так оно, в конце концов, вероятно, и будет, поверьте, - если Матковский не «схаменеться»… А фильм получился чудесный – честный и искренний.

 Далее тот же вопрос: «Могу ли я говорить не только от себя, но и от всей «громады»? – был задан мною руководителю политической партии  «Киевская Русь» Павлу Баулину и редактору газеты «Русская правда» Сергею Проваторову.

Павел Борисович и Сергей Германович, коренной полтавчанин, так на него ответили:

- Несомненно. Наша команда, и вы в ней, насколько это было возможным, противилась избранию на пост городского головы Андрея Всеволодовича Матковского. Наши резоны против этого кандидата были изложены во множестве статей и телевизионных сюжетов. Мы продолжаем оставаться при том своём мнении, что Матковский – отнюдь не та фигура, в руки которой можно доверить город, причём в преддверии столь славного юбилея. Не ему и расписываться за нас. А фильм очень хороший. Правдивый получился фильм. Критику на него со стороны горсовета объясняем так: «Правда очі коле».

Другие собеседники из названных организаций говорили (относительно как раз не моего, а городского головы Андрея Матковского и его подчинённого Виктора Кикотя узурпированного права «выражать мнения полтавчан»):

- Да ни в коем случае! Ни один здравомыслящий человек не согласится доверить выражать своё мнение тем, кто считает возможным осуществить в Полтаве, донедавна признанном городе русской славы, установку памятников предателям и захватчикам. Кто потворствует националистам, систематически переписывающим надписи на табличках «улица Пушкина» на «улица Мазепы». Кто приваживает сюда шведов, дабы с ними «отметить» юбилей битвы. Опять «мэрия» заблудилась на путях Истории – видимо, тут напрочь забыли, кто под Полтавой проиграл, и кто победил. Но пусть отмечает! Страна-то Швеция большая. На всех её жителей мест в полтавских гостиницах «выстачить» (хватит), ещё и свободные останутся…(говорят, заявок с шестьдесят подано из Скандинавии на «юбилей»).

+ + +

Вот такие получились «мнения». А вообще-то, как по-моему (и таковую позицию разделяют сотни и тысячи полтавчан), Андрею Всеволодовичу Матковскому, раз уж он такой «друг России», не следовало бы столь поспешно соглашаться отключать русские телеканалы, и РТР в том числе (за что ему действительно были бы благодарны жители Полтавы). Ну, а коль случилось, то показать «спорный» фильм «Полтавская баталия: 300 лет спустя» на экранах полтавских кинотеатров в режиме свободного просмотра. А уж потом обсудить его миром.

Да вместе и подумать, как на самом деле исправить провальную ситуацию с Юбилеем. 

 

*Автор  - один из участников документального фильма «Полтавская баталия: 300 лет спустя».


Далее читайте:

Исторические лица Украины.

Николай ЯРЕМЕНКО. Я – малоросс, этим горжусь. 24.12.2008

Запорожская Сечь  (справочная статья).

Шамбаров В. Е. Казачество: История вольной Руси. ― М.: Изд-во Алгоритм, 2007.―с.688 ― (Тихий Дон). Глава 10. Запорожцы и уния.

Украинская народная республика 1917 -1919 гг.

Западно-Украинская народная республика. 11. 1918 - 06. 1919 г.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев