Анастасия МИТРОФАНОВА
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Анастасия МИТРОФАНОВА

2009 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Анастасия МИТРОФАНОВА

Труды и дни «Золотого Витязя»

 

Кинофестиваль «Золотой Витязь» в Липецке стал заметным культурным событием в России. Это – праздник славянства, праздник православия, праздник созидательной культуры.

«Проснись, добро, проснись!»

Особое внимание СМИ привлёк расширенный круглый стол российской киноделегации на котором под руководством Никиты Михалкова и Николая Бурляева был продолжен разговор (начатый на Чрезвычайном Съезде СК РФ), посвящённый определению дальнейших шагов по развитию отечественного кинематографа.

Большое внимание собравшихся вызвало выступление Михалкова. ОН, в частности, сказал: «Я считаю, что последствия безвластия в России намного более жестоки и кровавы, чем последствия любой – пусть меня осудят, но я убежден в этом – даже самой жестокой власти. Потому что безвластие в России – это то, что нельзя определить, что нельзя потрогать руками. Когда ты видишь тирана, ты знаешь – кто это. И даже ты можешь искать методы и бороться с ним! И даже побеждать его! Но когда нет этой конкретики существования и этого вектора, по которому должны развиваться и страна, и культура, и искусство – это чрезвычайно опасно. И мало того, порой создается искусство, чтобы в этом искать собственную выгоду и ловить рыбу, что называется, в мутной воде. Я понимаю, что те, кто захотят меня понять, как захотят, они все равно не поймут. Я уже к этому привык и отношусь к этому спокойно. Но я все-таки рассчитываю, что есть и те люди, которые понимают ровно так, как ты говоришь и чувствуют то, что ты хочешь сказать. И я обращаюсь к ним».

И далее: «И когда мы говорим про кино, про русское искусство, русскую литературу, мы можем иметь дело с самыми жестокими произведениями и самыми жестокими точками зрения, но как сказал один замечательный старец, жестокая правда без любви – есть ложь. И когда эта жестокая правда освящена состраданием, когда кто-то снимает картину или пишет книгу, и любит хотя бы кого-нибудь из тех, о ком он рассказывает, и пытается сделать так, чтобы его любили зрители, которым он свою картину делает, я могу простить и понять его. И меня не пугает жестокость того, о чем он говорит, потому что я вместе с ним хочу любить тех, о ком он рассказывает, и находить выход из тяжелого положения.

А когда мне рассказывают просто о том, как безобразен мир, как ужасен этот народ, эта страна, я могу его понимать, но я не могу его принять. Потому что для того, чтобы сказать себе «так жить нельзя!», не надо ничего особенного. Возьмите камеру и поезжайте на вокзалы, в детские дома, в дома престарелых, в больницы, в приюты. Просто поезжайте и посмотрите на мерзость запустения, которая существует в нашей стране. Да просто глядя из окна вагона, посмотрите, что творится вокруг нас!.. Как мы принюхались к тому безобразию, в котором лежит наше огромное Отечество, загаженное, замусоренное.

Ничего не надо для того, чтобы это не любить. Покажите мне и отойдите в сторону. А я хочу знать, как сделать так, чтобы так не было. Я хочу понять, кто возьмет на себя ответственность за то, чтобы так не было. Какие силы должны быть для того, чтобы сказать людям: «Оглянитесь, проснитесь!..» Как сказал один замечательный старец на Афоне: «Зла в мире 1 процент, добра - 99. Но зло хорошо организовано, а добро спит». И мне хочется сказать: «Проснись, добро, проснись!» Очень просто стоять, как стояла в 17-м году русская интеллигенция у окна, то открывая шторы, то закрывая, то надевая красный флаг на лацкан, то снимая. Кто победит – с теми и будем».

Участники дискуссии отметили неприятные тенденции, связанные с тотальной денационализацией отечественной теле- и кинопродукции. Николай Бурляев отметил, что "российская культура, кинематограф и телевидение должны быть переориентированы на традиционные, духовно нравственные ценности". Губернатор Липецкой области  Олег Королев, в свою очередь, заявил, что на общем фоне американизации международного информационного пространства для России "особенно важно нужно вернуть национальное кино, направленное на идейное единение народа".

 

«Куда идём, славяне?»

В рамках XVIII Международного Кинофорума "Золотой Витязь" прошла еще одна дискуссия, посвященная проблемам современной культуры. Это конференция "Духовные традиции. Кинематограф славянского мира". В ней приняли участие кинематографисты из России, Болгарии, Сербии и Украины.

"23 мая состоялось историческое событие – в здании Липецкой администрации у нас был "круглый стол", откровенный разговор с участием Председателя СК РФ Никиты Михалкова о дальнейшем развитии отечественного кинематографа. Мы внятно сказали, что так жить нельзя, ситуация, когда на 90 % создаются фильмы, мутирующие сознание людей, недопустима, – заявил, открывая конференцию, Президент МКФ "Золотой Витязь" Николай Бурляев. – У нас есть сегодня возможность продолжить дискуссию и высказаться тем, кто не успел этого сделать в ходе круглого стола".

Первым слово взял игумен Стефан, пресс-секретарь Липецкой епархии. По его мнению, кинематограф сегодня должен отвечать на вопросы: зачем живет человек? Как ему спасти свою душу? "Кино дает деньги и славу, но деятели культуры не должны забывать о том, что "горе тем, от кого приходит в мир соблазн", – напомнил игумен Стефан. По его мнению, форумы подобные этому, нужно проводить  чаще. «Ведь Господь сказал нам: «Стучите, просите, молитесь! Стучитесь в души и сердца людские, в двери чиновников, чтобы они услышали людей, имеющих совесть. Ведь если сейчас мы не остановимся, то произойдет не только экологическая катастрофа, но и духовно-нравственная.  Хотелось бы, конечно, напомнить людям о том, что сказал Господь: «Даже если человек приобретет все блага мира, а душе своей навредит, какой выкуп он даст за свою душу?» Кино дает многие блага: и деньги, и славу человеческую. Тем не менее, если режиссеры и актеры поставят перед собой главную задачу – спасение человеческой души, то мир станет лучше. Буквально за последние десятилетия наши фильмы очень сильно и разительно изменились, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Я надеюсь, что государство и церковь совместно с кинофорумом решит главную и основную задачу – воспитание души человеческой».

Старейший режиссер российского кино Георгий Натансон поделился своей тревогой по поводу недемократичности современного кинопроцесса. Так, для учредителей премии "Ника" иногда главным является не качество представленных работ, а то, с кем общается режиссер, какую сторону он поддерживает в конфликте кинематографистов, явно обозначившимся в ходе последнего съезда. Режиссер также выразил озабоченность уровнем образования и воспитания современных молодых людей.

Владимир Утилов, заведующий кафедрой киноведения ВГИКа, в своём выступлении отметил, что сегодняшнее искусство утверждает две истины: добро – это фикция, а зло – это реальность, и победить его можно только ещё большим злом. Потому у каждого есть своя правда, общих моральных ценностей не существует. Но такой подход самоубийственен для нации, народа и личности. "Мы должны верить в то, что добро существует и действовать в соответствии с этой верой, потому что распад человеческого ядра, души – это тоже Хиросима, Чернобыль, глобальная трагедия", – считает В. Утилов.

Сербский кинокритик и кинодраматург Божидар Зезевич выступил с подробным докладом, в котором аргументировано показал наличие общих закономерностей в феноменах русской иконы и киноэкрана. По его мнению, нужен Институт, исследующий православный кинематограф и его влияние на сознание и поведение людей.

Киновед Валерий Фомин заявил, что "мы никогда не сможем возродить наше кино, пока на ТВ происходит то, что происходит". Значит, нужно искать союзников в борьбе против деструктивного вещания, калечащего души детей и молодежи. В. Фомин предложил выступить с письмом-обращением, которое бы могли подписать не только участники "Золотого Витязя", но и губернаторы, члены общественных организаций, граждане России.

Юрий Назаров, народный артист России, эмоционально и ярко выступил против капиталистического идеала – золотого тельца, основанного на горе и разорении народа. На конференции он прочитал стихи Юрий Петухова и Фёдора Тютчева.

Кинорежиссер Борис Лизнёв считает, что сегодня кинематограф переживает кризис содержания. Прежние мифы разрушены, а новые пока не появились, и люди стали заложниками обыденности. Деструктивный миф на постсоветстком пространстве – это миф о ГУЛАГе, где, как утверждают его апологеты, погибло чуть ли не 90 млн. человек. Но настоящие герои нашего времени живут среди нас – это и сельские жители, и архивные работники, и учителя, и библиотекари, все те, на ком и держится современная Россия. Но именно эти люди оказываются под прицелом русофобов – пример тому документальный фильм "Земляки", который получил много кинематографических наград и где русские люди выглядят, как выразился режиссер, "уродами".

Выступая на конференции, кинорежиссер Валентина Гуркаленко, заявила, что «сегодня не то время, когда мы можем уповать на власть, на письма, на какие-то прошения». То есть писать их, безусловно, надо, но ждать от этого какого-то результата, с её точки зрения, бесполезно. И далее: «Мы очень много говорим о телевидении. То есть мы, наконец, нашли врага. Но нужно обратить внимание, прежде всего, на себя. Наш Союз, кстати говоря, был лабораторией по созданию механизмов разрушения страны. Я прекрасно помню, как рукоплескали многие члены Союза расстрелу Белого дома…  Но вместе с тем, не всё безнадежно. Было же за эти 20 лет создано  много превосходных фильмов, может быть, меньше всего игровых. А это серьезный фильмофонд, с которым можно работать. Наверное, пришло время собирать какой-то Союз созидателей, но не из тех людей, которые колеблются вместе с линией партии, а именно из тех, которые без всякой благодарности и поощрения занимались все эти 20 лет сопротивлением и созиданием».

На конференции также выступили кинорежиссер народная артистка Украины Раиса Недашковская, вице-президент "Золотого Витязя" из Болгарии Маргарит Николов. Подводя итоги, Н. Бурляев подчеркнул, что состоявшая дискуссия была откровенной и искренней: "Мы должны говорить по-русски – честно, без прикрас, о том, что происходит сегодня в кино и в культуре".

 

 

Владимир Краев.

«Почему я должен видеть обезьяну на экране»?

Но всё-таки главным на форуме были не дискуссии, а кино. В День славянской письменности и культуры режиссер из Болгарии Владимир Краев представил на кинофоруме «Золотой Витязь» свой конкурсный фильм «Разговоры о пустяках». В киноконцертном зале «Октябрь» картину тепло встретили зрители – они живо реагировали на происходящее на экране, и, конечно же, аплодировали автору после просмотра. Я встретилась с Владимиром, чтобы задать ему несколько вопросов.

- Владимир, поздравляю Вас со зрительским успехом. А как встретили ленту в Болгарии?

- На родине эту картину тоже приняли очень тепло. Я имею в виду простых зрителей. Что же касается критики, то серьезных работ о моем фильме не было. Небольшие заметки написали только молодые люди, и их работы сводились к личным нападкам в мой адрес: мол, свою личную маргинализацию режиссер перенес на экран. Но это, конечно, не так.

- А Ваш фильм шел в прокате?

- Картину показывали по телевизору, и только потом он пошел в прокат. У нас в кинематографе тоже тяжелая ситуация – студии проданы американцем, единая прокатная сеть разрушена, национальное кино развивается очень трудно.

- И, тем не менее, Вы сняли очень достойный фильм. На чьи деньги?

- На государственные.

- И какова цена вопроса?

- Пятьсот тысяч евро. Картину мы сняли быстро, за один съемочный месяц.

- Но на качестве это ничуть не сказалось…

- Да, надеюсь.

- Откуда у Вас такая любовь к Чехову?

- Сценарист фильма учился во ВГИКе, оператор картины – тоже. Очевидно, что любовь к Чехову пришла к нам из России (смеется).

- Владимир, а как бы Вы сами определили жанр Вашей работы? Это ведь не подражание Чехову, а нечто совершено другое…

- Да, болгарский колорит очень чувствуется. А с жанрами пусть определяются киноведы и критики. Сам я картиной доволен.

- Это Ваша третья работа и, подозреваю, лучшая.

- Мне тоже так кажется. Надеюсь, что у моих «Разговоров о пустяках» будет счастливая судьба.

(Кстати говоря, по итогам кинофорума, эта лента получила специальный диплом «За лучшую режиссуру» фильму).

А вот польский фильм "Еще не вечер" наград не получил, хотя многим зрителям очень понравился. Тем более, что представлять её приехал Ян Новицкий – легенда польского кино. "Мне нравится эта картина, я её люблю так, как любят неполноценного, больного ребенка", – такое суждение высказал пан Ян о фильме, где он сыграл главную роль. Показ этой ленты состоялся накануне вечером, а утром Новицкий легко очаровывал собравшихся на пресс-конференцию журналистов – и личным обаянием, и парадоксальностью высказываний.

 

Ян Новицкий и др.

Фильм рассказывает о прошлом и настоящем известных польских актёров, которые собрались на отдых в пансионате. Когда-то эти люди были молоды и прекрасны, полны сил и надежд, теперь они беспомощны как дети. Герой Яна Новицкого стал возмутителем спокойствия – он призывает своих коллег поставить в Доме актёра "Фауста" Гёте.

Символ и легенда польского кино признался, что в его родной стране фильм "Ещё не вечер" приняли более прохладно, чем на "Золотом Витязе". Причина в том, что, как считает пан Ян, "народ в Польше стал жить побогаче, экономика движется вперёд, а люди при этом сильно глупеют". На телеэкранах "царят сериалы, фигня и вообще чёрти что". Великий актёр задался риторическим вопросом: "Почему я должен видеть какую-то лахудру, обезьяну на экране?" Увы, понятие Актёра с большой буквы уходит в прошлое, а кино, как и другие визуальные искусства, превращаются в бизнес и возможность заработка. Другое дело – театр, где можно работать серьёзно на значимом материале. А настоящие вершины творчества, как считает Новицкий, присутствуют только в высокой литературе – "там есть Бог и душа". И потому любимые книги – это русская классика: "Полгода назад я в пятый или в шестой раз перечитал "Анну Каренину" и понял, что это абсолютно сатирический роман. У меня были съемки в Венгрии, с собой я взял "Идиота". Читал его в десятый раз, и когда остались две последние страницы, я чуть не заплакал, что кончается эта великолепная история жизни". Из современных литераторов Новицкий особо выделил Веслава Мысливского, назвав его величавшим польским писателем.

Пана Яна у микрофонов сменил Таир Алиев, представивший на фестивале документальную ленту "Его звали Михайло" – про своего земляка-азербайджанца, который в годы Великой Отечественной войны был и советским офицером, и легионером в немецких частях, и легендарным партизаном в Словении, о чём по сей день вспоминают братья-славяне. Картина достойная, но, к сожалению, никто из журналистов не обратил внимания на неточность: знаменитый сталинский приказ № 227 гарантировал расстрел только дезертирам или командирам, добровольно сдавшимся в плен, но вовсе не относился ко всем военнопленным подряд. Впрочем, несмотря на эту досадную неточность, фильм был воспринят прессой весьма доброжелательно.

Режиссер-документалист Аркадий Морозов признался, что его картина "Старательский этюд" – это действительно набросок, абрис, где в концентрированном виде указано самое важное. (Кстати, отличная работа! Фильм «целительный», очень добрый, умный и смотреть его – одно удовольствие.)

Морозов давно уже, лет двадцать, не пользуется хроникой. Его "конёк" – жизнь городских окраин, и, конечно же, люди родного Урала. Эта "перевалочная база" даёт такие характеры и судьбы, в которых в концентрированном виде отражается история страны и народа. Потому режиссер спокоен за прокатную судьбу своей картины – безвестной она не останется. Правда, это будет популярность "в узких кругах", поскольку в России, как и в Польше, в большом прокате царят низкопробные зрелища. Но если люди будут чаще задаваться вопросом: "что я должен делать?", положение, как считает Морозов, изменится.

Так считает не один Морозов. Потому на «Золотом Витязе» был составлен «Манифест кинематографистов», который передан руководству страны. Любой желающий может зайти на сайт «Золотого Витязя», где размещен этот документ, и поставить свою подпись под ним (в комментариях необходимо написать свое ФИО и должность). Присоединяйтесь!


Далее читайте:

Анастасия МИТРОФАНОВА. «Золотой Витязь» привезет в Липецк нового Гоголя. 14.05.2009

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев