Марина КУЛАКОВА
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Марина КУЛАКОВА

2012 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Марина КУЛАКОВА

Русская женщина: героиня-и-жертва?

«Есть два типа русских женщин, которые суть одно». Русская женщина-героиня (защитница, покровительница, именно та, которая "в горящую избу войдет")  и несчастная женщина, участь которой терпеть и покоряться.  Отличаются друг от друга только по силе психологической конституции, а, по сути, они женщины-жертвы. Культ Богородицы, который занимает очень важное место в православии, призывает женщину-мать к жертвенности и мобилизации ради других, более слабых, детей своих. Ну, и еще один тип… так считает ученый, известный культуролог. Третий «традиционный» тип: женщина-стерва, демоническая женщина, та, которая разрушает общепринятые нормы и сценарии поведения, опрокидывает все ожидания мужчин, и мало заботится о детях.

Вот таковы «типы».

Можно восхититься красивым построением. И заметить, как быстро всё, что не уложилось в двуединство, немедленно демонизируется, в прямом смысле этого слова - «демоническая женщина»…

Даже если что-то похожее присутствует в жизни, как говорят, «ярким намеком», на самом деле все не так просто. А может быть, и совсем не так. Ибо не все в женщине русской есть производное православия и патриархальной культуры. Корни глубже.

Я не жертва, и не стерва. Жертвой сделать себя не позволила даже в самых экстремальных обстоятельствах. И стервой тоже трудно меня сделать – не хочу.

Но я иногда исчезаю. Исчезаю из поля зрения. Прекрасно-добрая русская женщина, никогда не позволяющая себя унижать - истинный русский тип, неделимый ни на какие другие. Тоже своего рода град Китеж - в период любви и работы материнства, в период «плодоносности», а это довольно долгая работа,  она как бы исчезает, её не видно. Её видит только муж и ребёнок, а другим, собственно, зачем?

Я живу на окраине большого русского города, где много спокойных и ясных женских лиц, и вижу, как много, всё ещё много хороших семей, где очень бережно, любовно относятся друг к другу. Это «серединная», великая, тихая жизнь, она не видна и не заметна. Заметны, бросаются в глаза маргиналы разного рода, вот уж где разные типы – от алкоголичек-бомжих до эстрадных «звёзд»… Но это же действительно пена, больные и слабые. А женщины русские себя в такую обиду не дают…

 У русской культуры и вообще у России «женское лицо» во многом потому, что фольклорные, мифологические основы нашего бытия, соотношение ролей и сами роли, мужская и женская, расписаны весьма своеобразно. А именно:

«… Что ты, Иванушка, не весел? Что буйну голову повесил?... Не кручинься, ложись спать-почивать. Утро вечера мудренее…» - говорит героиня почти каждой сказки Василиса Прекрасная, она же Премудрая. И за ночь совершает для/за спящего Иванушки/у самые разные чудеса, одно за другим. Проще говоря, делает за него все возможное и невозможное. Он утром проснется/проспится, глядь – не так уж всё и плохо…

И скатерть-самобранка, и знаменитая Емелина печка, и многое другое, что входит в наше сознание и подсознание с младенческих лет – всё это женские рукотворные чудеса, женская активность русской жизни. В этой же традиции - и необходимость скрывать её, эту активность. Прятать за покровом некоего естественного волшебства. Героем-победителем всегда остается Иван-царевич, он же Иванушка-дурачок, он же братец Иванушка. И нередко при этом – «полцарства ему даром не надо», победил и ладно, и на печку… Такие расклады, так сложилось в России. И на деле, и в сознании, и подсознании.

 

Можно ли перебороть стереотипы поведения, которые уходят корнями в глубокую древность?

Можно питать такие иллюзии. Можно пытаться. Феминистки ищут и предлагают стратегии сопротивления.

Ничто сверхчеловеческое мне не чуждо. Я отношусь к феминистскому сообществу с пониманием и некоторым пиететом. Ибо это именно сверхчеловеческое, а не женское –  я так ощущаю.  Говорю за себя, просто как женщина, но не исключаю в этом некоторой доли объективности, - три высших образования на что-то, может, и сгодятся…

 

«На што девочкам грамота» - сохраняя в памяти орфографию первоисточника, вспоминаю этот источник, который как-то держала в руках – то была глубоко дореволюционная брошюрка, далеко из позапрошлого века, маленькая, пожелтевшая, изданная по соизволению и благословению кого-то из православных наших патриархов.

Грамота девочке нужна, говорилось там, чтобы она могла читать детям, а иногда и всей семье святое писание, чтобы стать примерной женой и матерью.

Почему–то я всегда, когда вижу и слышу ученых женщин, особенно говорящих о феминизме и гендерных проблемах, вспоминаю ту книжечку и эти слова.

 

Можно ли найти и правильно избрать «стратегии сопротивления»? Чему сопротивления-то, для начала? Впрочем, чему сопротивляться, всегда можно найти. Строптивость – гораздо более типичная русская черта, чем упорно внушаемая нам покорность. Стратегии сопротивления найти - можно. Если учитывать, что в России женщины – не подавляемое большинство, а подавляющее. Скрыто подавляющее.

Их больше, женщин. Они не так часто погибают, как наши Иванушки.

Но в последнем молодом поколении женихов уже больше, чем невест. Зато материнские инстинкты все слабее… «Как нам жить?» - спрашивают вечные девочки… Умные девочки. «Как нам жить в этом мире, в этом страшном, опасном мире?» Они хотят умных ответов.

Полагаю, что лучшая женская стратегия – это особое внимание к воспитанию мальчика/мужчины с интуитивным доверием к «другому», активному мужскому началу.  Воспитание в девочке/женщине умения не просто подавить начисто мужскую агрессию, а перевести её в созидательную активность.

«Да… но как жить? Что делать?...»

Рассказываю. И прежде всего говорю: что может утешить, научить? Личный опыт жизни в России.

Личный опыт счастья.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев