Максим СКОРОХОДОВ. Рецензия на курс лекций А. Боброва
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Максим СКОРОХОДОВ. Рецензия на курс лекций А. Боброва

2017 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Максим СКОРОХОДОВ

Максим СКОРОХОДОВ. Рецензия на курс лекций А. Боброва

ВО ИМЯ СЛАВЯНСКОГО БРАТСТВА!

В программе «Право голоса» ведущий Роман Бабаян задал телезрителям простой, но больной  вопрос: «Существует ли славянское братство?». Зрители голосовали в течение всей программы, довольно-таки бледно представившей острые и нерешённые проблемы славянского мира, но конечный результат огорчил:

Нет, уже не существует  - считают 59% проголосовавших;

Да, по-прежнему существует – 41%.  

Не мудрено – это отражение и слабой государственной политики на славянском направлении, и пренебрежения к этой теме СМИ, особенно электронных, и пробелов в гуманитарном образовании. Тем важнее отметить одно важное учебное пособие.

Памятник русской Ольги в Киеве

Александр БОБРОВ. ОСНОВЫ И ОПОРЫ СЛАВЯНСКОГО МИРА. Курс лекций «Введение в славянскую филологию». В 2-х частях.

Курс лекций «Введение в славянскую филологию» доцента кафедры журналистики Московского государственного института культуры - кандидата филологических наук, известного писателя и журналиста Александра Боброва предназначен для студентов первого курса направления «Литературное творчество и художественный перевод» и потому рассматривает не только исторические и чисто филологические аспекты, но и касается идейно-творческих проблем современного славянского мира, литературно-нравственных процессов, протекающих в его последнем оплоте - России. Автор известной книги, выдержавшей не одно издание - «100 великих славян» особое внимание уделяет образам столпов и хранителей славянства, а также новым вызовам  в условиях информационной войны, которая объявлена славянскому миру.

Сегодня всё явственнее  проявляется губительность и неплодотворность глобализма как изжившей себя системы, возникшей в угасающем течении западной цивилизации, а особенно американизма как высшего ее проявления. В этих обстоятельствах вот уже почти двадцать лет в славянских стра­нах во многих центрах ведутся работы по формированию нового цивилизационного предложения, альтернативного по отношению к глобализму. Увы, наши СМИ мало пишут об этом! Комплекс разнообразных проблем, рассматриваемых в рамках этой концепции, объединен общим названием — славянская цивилизация. Работу в этом направлении должна была бы возглавить Россия, но её властная  элита, во многом состоящая из западников, не понимает, зачем это нужно, когда все активы находятся на Западе. Эта недальновидность  уже принесла и ещё принесёт свои горькие плоды.

Подчеркнем, что после Сталина ни один политический деятель СССР публично с высоких трибун не использовал термина «славяне», не говоря уже о «союзе славянских народов», поскольку политика послесталинского руководства была, по сути, антиславянской. Вспомним, как во многих фильмах звучит обращение к своим на передовой, в руинах взятых городов: «Эй, славяне!». Такого ведь в первую мировую даже не было, когда  тот же Брусилов со своей польско-русской кровью наступал на территории древнеславянской Волыни. С созданием соцлагеря снова стали говорить о славянском братстве. Для тех гуманитарных вузов, где студенты не изучали глубоко славянскую филологию, с 1974 г. начал внедряться курс «Введения в славянскую филологию», который теперь читается и в Московском государственном институте культуры на кафедре журналистики – на отделении литературного творчества и художественного перевода.

Преподаватели старшего поколения осознают его важность, хотя студенты, воспитанные на современных реалиях и СМИ, даже порой не понимают его значения для филологического образования и гражданского становления. Конечно, существует немало учебников по «Ведению в славянскую филологию», но все они, исключая историческую базовую часть, стремительно устаревают, потому как не отражают нынешнего состояния славянского мира, его трагедий и вызовов – от антирусского проекта «Украина» до  бездарной гуманитарной политики на славянском направлении.  В словаре Даля «филология» — (греч. любословие) наука или изучение древних, мёртвых языков... Так что курс  «Введение в славянскую филологию», скорее всего, строится по Далю – с любовью к слову и с изучением древних языков, даже с прикосновением к исчезнувшим языкам, но и с попыткой доказать, что даже праславянский язык – не умер, что «В истоках славянской реки Сверкают алмазы санскрита», как писал путешественник и поэт Сергей Марков.  Славянская река величава, но и стремительна, образы и события, отражающиеся в ней, подвижны и трудно уловимы. Сегодня берега этой реки – порой захламлены и даже  окровавлены, но она продолжает своё течение в океан человечества.

Самая красивая славянка - Полина Поризкова, чешка.

В своём пособии «Введение в славяноведение» Александр Бобров цитирует тревожную статью, с которой два десятилетия назад выступил выдающийся писатель Валентин Распутин «Что дальше, братья-славяне?». Вынесенный в заголовок публикации вопрос ставился «не для упрёков и предъявления счёта, а только для того, чтобы проследить, как это происходило, и прикинуть, пойдём ли куда-нибудь дальше». Всем ясно, что опасения Распутина и его единомышленников подтвердились со всей кровавой реальностью, а намечавшиеся тогда противоречия не сгладились, наоборот – усугубились по всем направлениям от вступления болгарских и черногорских братушек в НАТО до прямой войны в Донбассе и поддержки неонацизма восточноевропейскими странами. Втуне пропадает главный вывод писателя: «Русский вопрос есть вопрос славянский, а славянский есть вопрос русский», поскольку «Создатель высеял нас единой горстью». Эта горсть разжалась, а там кровь и тридцать сребреников! Но пока Россия стоит, и славяне существуют в этом трагическом и усложняющемся мире, надо снова обращаться к славянскому миру, утверждать его основы и вспоминать тех, кто созидал, укреплял и славил его, что и старается делать Бобров не только как преподаватель, но и как действующий публицист. Так, он вступает в полемику с Германом Садулаевым и другими, которые утверждают: «Внезапно стало ясно, что никакого славянского братства не существует. Его и не существовало никогда». Никогда? А как же войны за освобождение балканских славян, солдатское братство Великой Отечественной?

Идеологам польской политической сцены тоже казалось, что идеи панславизма на протяжении последних 25 лет капиталистического строя в стране окончательно разгромлены и никогда уже не будут нарушать спокойствия пропагандистов «европейскости». И вдруг 17 мая 2014 года группа интеллектуалов, несогласных с «обязательной» идейной линией, опубликовала «Открытое письмо к русскому народу и властям Российской Федерации» в поддержку как раз славянской солидарности. В нем авторы заверяют, что «большое число польских неправительственных организаций и тысячи простых поляков, лишенных голоса и доступа к СМИ, солидарны с властями Российской Федерации в предпринимаемых ими действиях – как в отношении Украины, так и в отношении Сирии и во многих других ситуациях». Поддержали мы этих поляков хотя бы в СМИ? Нисколько. Но Бобров снова напоминает каждым из семи разделов пособия, каждой из тридцати главок, посвящённых выдающимся столпам славянского мира, главный завет великого русского писателя Фёдора Достоевского: «У России есть две всемирно исторические задачи, это – Славянство и Православие».

Конечно, в пособии, построенном по общепринятой программе говорится о прародине и праязыке славян, об их многовековой истории, возникновении письменности и литератур. Тут писательское чутье преподавателя находит яркие филологические примеры. Но заканчивает он введение в курс таким пассажем: «В тех словах, в которых в русском языке имеется сочетание оро, оло (например, «дорогой», «ворота», «холодный» «голова»), в польском языке будет сочетание ro, ło («drogi», «wrota», «chłodny» «głowa»,), а в остальных славянских языках будет ra, la («драгой», «врата», «хладный», «глава»). Ну, ладно – глова и глава… А слово сердце тоже звучит почти одинаково - по-сербски: с"рце — сердце, по-польски: miłość w sercu – любовь в сердце, по-болгарски: откривам сърцето си - открывать своё сердце. А что останется в голове и сердце студента? – вот главный вопрос после всех этих лингвистических открытий!».

Решению этого главного вопроса и помогает чрезвычайно злободневное и важное пособие Александра Боброва «Основы и опоры славянского мира».

Максим СКОРОХОДОВ. Кандидат филологических наук, ст. научный сотрудник отдела новейшей русской литературы и литературы русского    зарубежья ИМЛИ им. Горького РАН, ученый секретарь Есенинской группы

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев