Будный Симон |
|
?-1593 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Симон БудныйБудный Симон (30-е гг. 16 в. - 13.I.1593) - видный деятель польской и белорусской культуры 16 века, активный участник реформационно-гуманистического движения в Белоруссии, Польше и Литве. Происходил, видимо, из среды мазовских или западно-русских мелких дворян. Окончил Краковский университет, был одним из наиболее образованных людей своего времени, хорошо знал древнегреческий, латынь, итальянский, славянский и древнееврейский языки. Свою деятельность начал в 1558 году в качестве кальвинистского проповедника во владениях виленского воеводы князя Николая Радзивилла Черного. В 1562 году совместно с несвижским наместником М. Кавечинским и местным пастором В. Крижсковским издал в Несвиже на белорусском языке кальвинистский "Катехизис" (переиздано в "Археографическом сборнике документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси", т. 7, Вильно, 1870, с. XVI-XXIV) и "Об оправдании грешного человека перед богом". В изданиях на польск. яз. Библии (1572) и Нового завета (1574), которым предшествовала большая критическая работа по изучению и сопоставлению списков, Будный проповедовал уже взгляды антитринитариев. В 1576 году Будный издал в Лоске на польском и латинском языках свое сочинение "О przednieyszych wiary chrystyjanskiey artykulech" (переизд. в "Literature arianska w Polsce XVI w.", (W.), 1959), а позже и другие работы. В своем учении, облеченном по условиям того времени в религиозную форму антитринитаризма, Будный развивал рационалистические взгляды. Он отрицал божественность природы Христа и необходимость поклонения ему, верил в царство божие на земле, признавал для своих последователей право на занятие общественных должностей и употребление оружия. Будный резко критиковал пороки католическую и православной церкви. Гуманистические идеи Будного, тесно связанные с его реформационными взглядами, находили выражение в утверждении человеческой личности, разума, в стремлении к положительным знаниям. Подобно Скорине, Будный выступал поборником единства культуры славянских народов; был лично знаком с первопечатником И. Федоровым и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками. К нему обращался с посланиями старец Артемий, в свете критики которого особенно ярко выступает антицерковный характер взглядов Будного (см. РИБ, т. 4, с. 1287-328, 1423-432). Идеи Будного получили отклик главным образом среди шляхетства, а также некоторых крупных феодалов Белоруссии и Литвы. Опора на шляхетство обусловила ограниченность социально-политических взглядов Будного. В противовес крестьняско-плебейскому крылу антитринитариев, он не требовал уничтожения крепостничества, а ограничивался лишь осуждением злоупотреблений со стороны господ. Однако на Луцловицком соборе (синоде) 1582 года, на котором преобладали умеренные антитринитарии (социниане), Будный за свои радикальные религиозно-философские воззрения был осужден как еретик и был вынужден отказаться от своих наиболее рационалистических взглядов. В. И. Корецкий. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962. Далее читайте:Польша в XX веке (хронологическая таблица). Исторические лица Польши (биографический справочник). Литература:Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому, в сб.: Тр. Киев, духовной академии, т. 2, К., 1876, с. 507-53; Флисс В., Симон Будный и его сектантская и лит. деятельность в Литве и Зап. Руси, "Христ. чтение", 1914, сент.-окт., с. 1146-68 и 1286-1316; История Белорус. ССР, т. 1, Минск, 1954, с. 107-109; Порецкий Я. И., Симон Будный - передовой белорус. мыслитель XVI в., Минск, 1961; Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstów biblijnych, Kr., 1913; Zalewski L., Tajemnica Szymona Budnego, Lublin, 1946; Gorski K., Szymon Budny, в сб.: Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949, s. 140-96; Kot S., Szymon Budny der grösste Häretiker Litauens im 16 Jahrh., в сб.: Studien zur älteren Geschichte Osteuropas, Tl 1, Graz - Köln, 1956, S. 64-118.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |