Владислав IV Ваза
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ В >


Владислав IV Ваза

1595-1648

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Владислав IV Ваза

Владислав IV (9.6.1595 - 19.5.1648), король Польши (пр. 1632 - 1648), в 1610 году был избран на Московское царство, но так царем и не стал, с 13.9.1637 года женат на Цецилии Ренате Габсбург (1611 - 1644), второй раз с 10.3.1646 года женат на Луизе Марии Гонзаге (1611 - 1667). После смерти Сигизмунда III русский царь начал войну с Польшей (1632 - 1634), но проиграл. Был заключен Поляновский мир, по которому Смоленск перешел к Польше. На правление Владислава пришлось начало упадка Речи Посполитой. При Владиславе украинские казаки в 1637 году подняли восстание против Польшии фактически к 1648 году власть короля на казаков не распространялась, войны с Россией и Османской империей ослабили страну, а шляхта получила новые привилегии в виде политических прав и освобождения от налогов на доходы.


Владислав IV Ваза (Wladyslaw IV Waza) (1595 - 20.V.1648) - польский король (с 1632). Сын Сигизмунда III. В ходе польской интервенции в Русском государстве был провозглашен частью русской знати царем (февраль 1610 года). Добивался осуществления своих притязаний на русский престол во время войны с Россией в 1617-1618 годов. Однако по Поляновскому миру 1634 года, завершившему русско-польскую войну 1632-1634 годов, был вынужден отказаться от них. Безуспешно стремился к укреплению королевской власти, выступая против магнатов. При Владиславе IV Bазе на Украине, входившей в состав Польши, происходил ряд казацких и крестьянских восстаний (1637, 1638). В конце его правления началось национально-освободительное восстание украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 3. ВАШИНГТОН - ВЯЧКО. 1963.


Владислав IV Ваза (польск. Wladyslaw Waza) (1595-1648), польский король, сын Сигизмунда III от брака с австр. гц. Анной. Род. в 1595.

Ещё в 1605 прибывший в Краков гонец Лжедмитрия И. Безобразов на тайной встрече с Сигизмундом сообщил о желании моск. вельмож (прежде всего кн. Голицыных и Шуйских) избавиться от самозванца и возвести на рус. трон королевича Владислава. 4 февр. 1610 руководители Тушинского лагеря заключили договор с Сигизмундом о возведении Владислава на росс. престол. Осн. условия этого договора, окончательно подписанного туш. боярами и коронным гетманом С. Жолкевским, заключались в следующем: «Владислав венчается на царство патриархом и православным духовенством; он обязывается блюсти и чтить храмы, иконы и мощи святых и не вмешиваться в церковное управление, равно не отымать у монастырей и церквей их имений и доходов; в латинство никого не совращать и католических и иных храмов не строить; въезд жидам в государство не разрешать; старых обычаев не менять; все бояре и чиновники будут одни только русские; во всех государственных делах советоваться с думой боярской и земской; королю Сигизмунду тотчас же снять осаду Смоленска и вывести свои войска в Польшу; Сапегу отвести от Вора [Лжедмитрия II]; Марине Мнишек вернуться домой и впредь московской государыней не именоваться». К Смоленску для подачи королю челобитной о разрешении Владиславу креститься по православ. обычаю должны были отправиться «большие» послы. Заключение договора происходило на полпути между Москвой и польск. станом возле Смоленска. После присяги бояр и Жолкевского в соблюдении условий договора в тот же день (17 августа) на верность Владиславу присягнуло 10 тыс. чел. На следующий день присяга продолжилась в моск. Успенском соборе в присутствии патриарха Гермогена. Сюда же прибыли из-под Смоленска и рус. тушинцы во главе с М. Салтыковым, кн. В. Мосальским-Рубцом и М. Молчановым, крые благодаря милостивому отзыву о них Сигизмунда, «почали служить преж всех королю… Патриарх же их не благословляше и нача им говорить: “Будет пришли вы в соборную апостольскую церковь правдою, а не с лестью, и будет в вашем умысле не будет нарушение православной християнской вере, то будет на вас благословение от всего вселенского собору и моe грешное благословение, а будет вы пришли с лестию и нарушение будет в вашем умысле православной християнской истинной вере, то не буди на вас милость Божия и Пречистые Богородицы и бутте прокляты ото всего вселенского собору”. Якоже тако и збысться слово его. Той же боярин Михайло Салтыков с лестью и со слезами глаголаше патриарху, что будет прямой истинный государь. Он же их благослови крестом». Однако когда к благословению подошёл Молчанов (убийца семьи Бориса Годунова), то Гермоген возмутился «и повеле его ис церкви выбити вон безчестне». Уже вскоре после этого запорож. казаки вместе с литовцами и поляками начали подступать к северск. городам — Стародубу, Почепу, Чернигову, Новгороду-Северскому, Мосальску и Белой, заставляя жителей присягать польск. королевичу. Однако жители, особенно Стародуба и Почепа, оказали захватчикам ожесточённое сопротивление и сами поджигали свои города, бросая в огонь не только свои пожитки, но и сами кидались туда и гибли тысячами. Такое отчаяние объясняется жестокостью, с которой казаки (православные) и жолнёры (католики), несмотря на запрет кор. Сигизмунда, обращались с побеждёнными. После поражения армии царя Василия Шуйского под с. Клушино бояр. дума признала Владислава царём и 27 августа послала за ним посольство. Сначала его воцарение не состоялось из-за желания Сигизмунда самому занять росс. трон, позже — благодаря успехам Второго ополчения под руководством кн. Д. Пожарского и К. Минина. К тому же «бесчинства наёмников, которых привели с собой польские вельможи и последовавшие затем народные волнения, сопровождавшиеся избиением поляков привели к тому, что идея передачи трона иноверному королевичу отпала сама собой».

В 1616 королевич издал окружную грамоту ко всем жителям Моск. гос-ва, в к-рой напоминал, как его выбрали на моск. престол якобы «всею землею». Он обвинял митрополита Ростовского Филарета (кстати, вероломно захваченного отцом Владислава и всё ещё сидевшего в польск. плену), который будто бы «поступал вопреки наказу, данному всею землею»; лицемерно высказывал сожаление о бедствиях, постигших Россию, как будто не поляки изначально составляли львиную долю вины в этих бедствиях; объявлял, что, достигнув совершеннолетия, сам теперь идёт добывать моск. престол, данный ему от Бога, и убеждал весь моск. люд «бить ему челом и покориться, как законному государю; обещал, наконец, поступить с Михаилом, Филаретовым сыном, сообразно своему царскому милосердию, по прошению всей земли». Притязания королевича грозили новой междоусобицей в России.

В 1618 Владислав вторгся в пределы Моск. гос-ва и с войсками, возглавляемыми коронным гетманом Я.-К. Ходкевичем, подош ёл к Москве. В августе к нему на помощь гетман запорож. казаков П. К. Сагайдачный двинул 20-тыс. войско, которое по пути взяло несколько рус. городов, предав их огню и мечу и умертвив при этом тысячи жителей. 20 сентября он соединился у Донского монастыря с В. Моск. воеводы вместо того чтобы воспрепятствовать этому, бежали, потому что, по словам летописца, «на них напал великий ужас». 1 октября началась осада Москвы войсками Владислава и гетмана. «Война эта требовала крайнего напряжения сил, а между тем Московское государство еще не успело поправиться от прежних бедствий и испытывало новые в том же роде, как в предшествовавшие годы. Разбойничьи шайки продолжали бродить и разорять народ; самый образ ведения войны с Владиславом увеличивал число такого рода врагов, потому что главные силы польского королевича состояли из казаков и лисовчиков [членов банды погибшего польск. пол-ка А. Лисовского], а те и другие вели войну разбойническим способом. Литовские люди, заодно с русскими ворами, проникали на берега Волги и Шексны, и разбойничали в этих местах. Города были так дурно укреплены и содержимы, что не могли служить надежным убежищем для жителей, которым небезопасно было оставаться в своих селах и деревнях. Между тем правительство принуждено было усиленными мерами собирать особые тяжелые налоги с разоренного народа. То были запросные деньги, наложенные временно, по случаю опасности, которые должны были платить все по своим имуществам и промыслам, и кроме того, разные хлебные поборы для содержания служилых людей; наконец, народ должен был нести и посошную службу в войске. Правительство приказывало не давать народу никаких отсрочек и править нещадно деньги и запасы. Воеводы, исполняя такие строгие повеления, собирали посадских и волостных людей, били их на правеже с утра до вечера; ночью голодных и избитых держали в тюрьмах, а утром снова выводили на правеж и очень многих забивали до смерти. Жители разбегались, умирали от голода и холода в лесах или попадали в руки неприятелям и разбойникам. Бедствия, которые народ русский терпел в этом году от правительственных лиц, были ему не легче непрительских разорений. Монастыри же, как и прежде, пользовались своими привилегиями и если не вовсе освобождались от содействия общему делу защиты отечества, то гораздо в меньшем размере участвовали в этом деле; некоторые из них тогда же получали новые льготные грамоты. Служилые люди неохотно шли на войну; одни не являлись вовсе, другие бегали из полков: в Новгородской земле служилые люди в то время имели повод особенно быть недовольными, потому что правительство отбирало у них поместья, розданные при шведском владычестве из дворцовых и черных земель. В таком состоянии был народ, когда Владислав, идя к Москве, в августе 1618 г., снова возмущал русских людей своею грамотою, уверял, что никогда не будет ни разорять православных церквей, ни раздавать вотчин и поместий польским людям, что поляки не станут делать никаких насилий и стeснений русскому народу; напротив — сохраняемы будут их прежние права и обычаи. “Видите ли — писал Владислав — какое разорение и стеснение делается Московскому государству, не от нас, а от советников Михайловых, от их упрямства, жадности и корыстолюбия, о чем мы сердечно жалеем: от нас, государя вашего, ничего вам не будет, кроме милости, жалованья и призрения”. Избранный народною волею царь противопоставил этому покушению своего соперника голоса народной воли.

9 сентября 1618 года собран был земский собор всех чинов людей Московского государства, и все чины единогласно объявили, что они будут стоят за православную веру и своего государя, сидеть с ним в осаде “безо всякаго сумнения, не щадя своих голов будут биться против недруга его, королевича Владислава, и идущих с ним польских и литовских людей и черкас”. Грамоты Владислава прельстили немногих из русских людей. Как ни тяжело было русскому народу от тогдашнего своего правительства, но он слишком знал поляков, познакомившись с ними в смутное время. Дружба с ними была невозможна. Дело Владислава было окончательно проиграно». В период противостояния было много примеров мужества и стойкости с той и др. стороны, и поэтому противники не раз начинали мирные переговоры; в кон. октября из-за наступивших сильных холодов королевич снял осаду и отступил сначала к Троице-Сергиеву монастырю, а потом к с. Рогачёво, в 12 км от обители. Сагайдачный же, покинув Москву, направился к Калуге и по дороге взял кремль в Серпухове, потом — в Калуге. Тем временем польск. уполномоченные, много раз уже вступавшие в мирные переговоры с русскими, на этот раз сошлись в с. Деулино, недалеко от Троиц-Сергиевой лавры, и снова приступили к переговорам. Кроме многочисл. разногласий, большую проблему представляли запорож. казаки: поляки не ручались за то, что они после объявления мирного договора захотят оставить моск. земли. Сагайдачный, узнав об идущих переговорах между поляками и русскими, настоятельно советовал королевичу не выходить из пределов Моск. гос-ва. Однако мир на 14 лет и 6 мес. всё же был заключён. По Деулинскому перемирию, Владислав отложил на время осуществление своих притязаний на росс. престол.

В 1620 тур. султан Осман с полумиллионной армией двинулся к польск. границе, собираясь уничтожить Речь Посполитую и превратить её в очередную тур. провинцию — бейлик. Сигизмунд смог отправить навстречу этой орде лишь 57-тыс. армию во главе с гетманом Ходкевичем и королевичем. Видя, что им не устоять, Владислав снова лично обратился к Сагайдачному с просьбой о помощи. Тот был согласен, но выставил ряд условий: 1) польск. пр-во должно официально признать власть казацк. гетмана на Украине; 2) отменить все стеснительные распоряжения относительно казачества; 3) уничтожить должность казачьего старшого. Королевич быстро согласился на все условия и даже выдал гетману старшого Бородавку. После этого Сагайдачный выступил с армией в 40 тыс. казаков к крепости Хотин, под которой нанёс туркам чувствительное поражение. В 1632 умер Сигизмунд III, и собравшийся элекционный сейм приступил к выборам нового короля. Туда же явились депутаты и от казаков. Ссылаясь на то, что они представляют значит. часть населения Речи Посполитой, казацк. депутаты потребовали от имени войска обеспечения свободы православ. вероисповедания и права голоса при избрании короля. На это сенат ответил, что хотя казаки действительно составляют часть Польск. гос-ва, но такую, «как волосы или ногти в теле человека: когда волосы или ногти слишком вырастут, то их стригут. Так поступают и с казаками: когда их немного, то они могут служить защитой Речи Посполитой, а когда они размножатся, делаются вредными для Польши», а на избрание короля имеет право, дескать, лишь сенат и земское собрание. Что касается православ. веры, то казацким депутатам пообещали, что этот вопрос рассмотрит будущий король Польши. Т. о., казаки ввернулись на Украину и в Запорожье ни с чем, и без их участия выбран был в короли сын Сигизмунда Владислав, который тотчас же открыл военные действия против России и поначалу успешно возглавил оборону Смоленска от рус. войск, пытавшихся его вернуть. Затем начались неудачи, и ему срочно понадобились казаки, как украинские, так и низовые, запорожские, которыми в это время командовал некто Арлам, к-рого нек-рые исследователи называют кошевым атаманом. Запорож. казаки, несмотря на нанесённую им недавно обиду от поляков на сейме, поспешили на помощь королю во главе с атаманом Г. Каневцом, но 17 июня 1633 атаман был убит в Новгородском уезде ратными государевыми людьми, к-рых возглавлял воевода Н. Пушкин. И Польша, и Россия явно не были готовы к войне и срочно нуждались в перемирии. По Поляновскому миру (1634), завершившему русско-польскую войну 1632—1634, В. IV В. окончательно отказался от претензии на русский престол. Его правление отмечено жестоким подавлением казацко-крестьянских восстаний 1637 и 1638 на Украине. В. IV В. безуспешно стремился укрепить кор. власть, выступая против магнатов. Накануне смерти В. IV В. началось национально-освободит. восстание украинского народа под рук. Б. Хмельницкого. Скоропостижно умер 20 мая 1648 в местечке Мереча. Ходили слухи, что короля отравили. Поскольку В. IV В. не оставил наследников, в Речи Посполитой снова настало «бескоролевье», и полякам с литовцами опять предстояли тяжёлые выборы нового правителя.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Далее читайте:

Правители Польши (указатель имен).

Исторические лица Польши (биографический справочник).

Барч (польск. Barcz) — духовник польского короля Сигизмунда III Вазы.

Династия Ваза (генеалогическая таблица).

Потомки Юхана III (генеалогическая таблица).

Далее читайте документы:

Дневник похода Сигизмунда III в Россию (документ)

Инструкция Сигизмунда III Благородному Самуилу Грушецкому (документ)

Письмо Марины Мнишек польскому королю Сигизмунду III. 1610 г., января 15. (документ)

Письмо князя Р.Рожинского королю Сигизмунду III (документ)

Карты:

Польша в XVI-XVII вв.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев