Нарушевич Адам Станислав |
|
1733-1796 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Адам Станислав НарушевичНарушевич (Naruszewicz), Адам Станислав (20.Х.1733 - 6.VII.1796) - польский историк, поэт, деятель дворянского просветительства. Иезуит. С 1788 года - смоленский, а с 1790 года - луцкий епископ. Родился в Белоруссии в семье обедневшего шляхтича. В конце 60 - начале 70-х годов сблизился с польским королем и по его предложению в 1780-1786 годы написал "Историю польского народа", доводящую изложение до 1386 года. Издал также "Историю жизни Кароля Ходкевича" ("Historia J. Karola Chodkiewicza", Warsz., 1781) и др. Во время Четырехлетнего сейма (1788-1792) поддерживал королевскую партию и конституцию 1791 года; затем отошел от политической жизни и поселился в Януве Подляском. Взгляды Нарушевича на методы, предмет и цели истории изложены в "Мемориале", посланном королю (1775). Нарушевич противопоставлял старой историографии теоретические основы рационалистического понимания истории; отрицал непосредственное влияние провидения на исторические события, рассматривая историю как светскую науку, имеющую познавательные и морально-политические цели. Нарушевич впервые в польской историографии разработал методы критики источников. Высказывался против теократических притязаний папства, отстаивал идеи национального достоинства Польши и сильной королевской власти. Пытался выяснить причины появления крепостничества в Польше, но связывал их с завоеванием; право шляхты на землю считал бесспорным. Понимал потребность реформ, но не порывал с феодальной идеологией и традицией. Нарушевич собрал ценнейшую коллекцию источников (230 томов), до сих пор не потерявшую своего значения для изучения польской истории в период феодализма. И. А. Воронков. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966. Далее читайте:Исторические лица Польши (биографический справочник). Сочинения:Historia narodu polskiego, t. 1-10, Lipsk, 1836-37; Przemysl, 1857; Korespondencja, red. T. Mikulski, Wr., 1959; в рус. пер. - Таврикия, или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма и его жителях до наших времен, К., 1788. Литература:Grzybowski S., Teki Naruszewicza, Wr., 1960; Rutkowska N., Bishop Adam Naruszewicz and his history of the Polish nation, Wash., 1941.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |