Нарушевич Адам Станислав
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Н >


Нарушевич Адам Станислав

1733-1796

Форум славянских культур

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
Суждения

Прочее:

Адам Станислав Нарушевич

Нарушевич (Naruszewicz), Адам Станислав (20.Х.1733 - 6.VII.1796) - польский историк, поэт, деятель дворянского просветительства. Иезуит. С 1788 года - смоленский, а с 1790 года - луцкий епископ. Родился в Белоруссии в семье обедневшего шляхтича. В конце 60 - начале 70-х годов сблизился с польским королем и по его предложению в 1780-1786 годы написал "Историю польского народа", доводящую изложение до 1386 года. Издал также "Историю жизни Кароля Ходкевича" ("Historia J. Karola Chodkiewicza", Warsz., 1781) и др. Во время Четырехлетнего сейма (1788-1792) поддерживал королевскую партию и конституцию 1791 года; затем отошел от политической жизни и поселился в Януве Подляском. Взгляды Нарушевича на методы, предмет и цели истории изложены в "Мемориале", посланном королю (1775). Нарушевич противопоставлял старой историографии теоретические основы рационалистического понимания истории; отрицал непосредственное влияние провидения на исторические события, рассматривая историю как светскую науку, имеющую познавательные и морально-политические цели. Нарушевич впервые в польской историографии разработал методы критики источников. Высказывался против теократических притязаний папства, отстаивал идеи национального достоинства Польши и сильной королевской власти. Пытался выяснить причины появления крепостничества в Польше, но связывал их с завоеванием; право шляхты на землю считал бесспорным. Понимал потребность реформ, но не порывал с феодальной идеологией и традицией. Нарушевич собрал ценнейшую коллекцию источников (230 томов), до сих пор не потерявшую своего значения для изучения польской истории в период феодализма.

И. А. Воронков. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.


Далее читайте:

Исторические лица Польши (биографический справочник).

Сочинения:

Historia narodu polskiego, t. 1-10, Lipsk, 1836-37; Przemysl, 1857;

Korespondencja, red. T. Mikulski, Wr., 1959; в рус. пер. - Таврикия, или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма и его жителях до наших времен, К., 1788.

Литература:

Grzybowski S., Teki Naruszewicza, Wr., 1960;

Rutkowska N., Bishop Adam Naruszewicz and his history of the Polish nation, Wash., 1941.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев