Лелевель Иоахим |
|
1786-1861 |
Форум славянских культур |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Иоахим ЛелевельЛелевель (Lelewel), Иоахим (22.III.1786 - 29.V.1861) - польский историк и общественный деятель. В 1808 году окончил Виленский университет, где в 1815-1818 и 1822-1824 годы занимал кафедру истории. После раскрытия тайных студенческих обществ "филоматов" и "филаретов" Лелевель был отстранен от преподавания, как их идейный вдохновитель, и переехал в Варшаву, где установил связь с тайными патриотическими организациями. В 1830 году был избран депутатом сейма. С начала восстания 1830-1831 годов Лелевель, как признанный идеолог освободительного движения, стал председателем Патриотического общества и вошел в правительство. Занимал в нем наиболее левые позиции (поддерживал наделение части крестьян землей и др.), но не сумел изменить консервативного характера его политики. После поражения восстания Лелевель эмигрировал во Францию. Он возглавил Национальный польский комитет, объединивший демократические силы польской эмиграции. За опубликование комитетом написанного Лелевелем воззвания к русским, содержавшего призыв к совместной борьбе против царизма, в 1833 года был выслан из Франции. В Брюсселе стал идейным руководителем польской демократической организаций "Молодая Польша","Объединение" и других; вместе с К. Марксом и Ф. Энгельсом был активным деятелем интернациональной Демократической ассоциации. Лелевель был основоположником и крупнейшим представителем романтической школы в польской историографии. Он сумел прийти независимо от французских историков Тьерри, Гизо и других к пониманию исторического процесса как борьбы классов (крестьян и помещиков), требуя, чтобы история стала летописью народной жизни. По мнению Лелевеля, первоначально общественным строем Польши (как и всего славянства) была сельская община, уничтоженная завоевателями, превратившимися в господствующий класс и установившими строй можновладства (господства крупных феодалов). Периодизация истории Польши, по Лелевелю, основана на этапах расцвета и упадка исконного для славянства гминовладства (демократии). Он последовательно подчеркивал творческую роль народных масс в истории. Лелевель исследовал историю закрепощения польского крестьянства. Это особо подчеркивал Маркс как крупнейшую заслугу Лелевеля-историка (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 435). Для трудов Лелевеля характерна демократическая, республиканская и антиклерикальная тенденция. Лелевель признавал объектом исторического исследования близкие и даже современные исторические события, считал национальную историю фрагментом всеобщей истории. Несмотря на ограниченность концепции Лелевеля (представление о решающей роли идей, национальных духовных черт для исторических судеб нации, идеализация исторического значения шляхты и др.), его историко-социологические взгляды были основой формирования польской прогрессивной общественной мысли в 20-60-х годов 19 века (Э. Дембовский, Т. Кремповецкий). Лелевель оставил громадное количество трудов по политической истории Польши с древнейших времен по 19 века, заложил основы ряда вспомогательных дисциплин в польской исторической науке. И. С. Миллер. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Далее читайте:Исторические лица Польши (указатель имен) Сочинения:Polska, dzieje i rzeczy jej..., t. 11-3, 16-20, Poznan, 1846-1868; Listy emigracyjne, t. 1-5, Wr.-Kr., 1948-56; Dziela, t. 1-3, 6-8, Warsz., 1957-1964; в рус. пер. - К братьям русским, в кн.: Избранные произведе- ния прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956. Литература:Басевич А. М., Иоахим Лелевель, (М)., 1961; Hleb-Koszanska H., Kotwiczówna M., Bibliografia utworów Joachima Lelewela, Wr., 1952; Serejski M. H., Koncepcja historii powszechnej Joachima Lelewela, Warsz., 1958; Kieniewicz S., Samotnik brukselski, Warsz., 1960.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |