Анатолий Щелкунов
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Анатолий Щелкунов

2008 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Анатолий Щелкунов

Поиск правды – главное в русской литературе

Выступление Генерального консула Российской Федерации в г.Варна  (Республика Болгария), кандидата философских наук Анатолия ЩЕЛКУНОВА на заседании круглого стола "Славянские литературы сегодня в контексте традиций святых братьев Кирилла и Мефодия —духовных покровителей Европы"

Опыт России в конце XX столетия и на пороге третьего тысячелетия дает немало свидетельств того, что в этот период со всей очевидностью проявляется усиление не только геополитического, но и духовного давления на уже некоммунистическую Россию как главного звена глобальных проектов вокруг Православия и славянства, осуществляемых в начале минувшего века под флагом марксизма, и продолжаемых сегодня под новыми лозунгами. Кое-кто в нынешнем мире пытается затолкать Россию и славянство в своего рода геополитическую изоляцию, маскируя при этом перестройку международной системы в тогу борьбы с остатками тоталитаризма, а на деле попирая основу основ демократии — международное право. Моральная и геополитическая деградация России в 90-х годах прошлого века привела к морально-нравственной деградации Европы, что, на мой взгляд, если говорить о политическом измерении, наиболее явственно проявилась в варварских бомбардировках Сербии и евроатлантической солидарности вокруг квази-государства Косово.
Вы, писатели, наверное, изучаете и понимаете больше, чем другие, мировоззренческие основы прошлых и современных обществ, представления людей о добре и зле, долге и чести, о том, что есть человек, что есть Вселенная, каковы их взаимоотношения, в чем смысл жизни и каким образом все это преломляется в поведении людей, в их идеях и принципах, в конкретных задачах общества. И поэтому от вас, прежде всего, как мне кажется, зависит создание морально-нравственного климата в обществе, его поведенческих критериев, воспитание элиты общества, без которой оно не может существовать. При этом я не имею в виду под элитой десяток-другой тех, кого называют олигархами и не узкий слой, облеченный властью, а широкий слой социально-активного населения, который является кадровым резервом образования, науки, культуры, журналистики, просвещения и управления. Эта элита не должна быть разрушителем нации, как было с некоторой активной частью постсоветской либеральной интеллигенции, с лихостью большевиков первой волны разрушавшей все прежние устои, в том числе и национальную традицию и наши истоки. Она должна быть созидательной, действительно "солью земли", носителем высокой славянской духовности, национального наследия и быть свободной от комплекса неполноценности перед другой, неславянской частью мира. Ибо как раз отсутствие комплекса неполноценности позволяет уверенно и без самоуничижения признавать и огромное количество своих грехов и несовершенств, что так свойственно нашему славянскому мироощущению, и адекватно оценивать свои несомненные достоинства. В общемировом историческом контексте совершенно очевидно, что без славянства, без России мир не полон, и если мы говорим о европейской цивилизации, то славянские литературы как наследницы традиций святых братьев Кирилла и Мефодия уже давно заявили о себе как самобытная и большая ветвь общехристианской европейской цивилизации. Именно эта ветвь несет через века ценности православного мира, в основе которых его религиозно-философская картина, заданная Нагорной проповедью. В этом незамутненном источнике черпают и будут черпать здоровые жизненные силы: духовные, нравственные, физические — нынешнее и последующие поколения любимых нашим народом писателей и поэтов.
Сегодня довольно отчетливо проявилась тенденция, когда славянскому миру приходится противостоять, с одной стороны, навязываемой всему человечеству (нередко тоталитарными методами) полной автономии человека от культурных, религиозных, нравственных, семейных ценностей, что входит в противоречие с религиозно-философским сознанием многих цивилизаций (и делается это, кстати говоря, под флагом глобализации), а с другой стороны, — откровенным и все более настойчивым попыткам фрагментировать славян и даже посеять рознь между отдельными его группами. Как известно, были даже попытки под разными (на первый взгляд, вроде бы, благовидными) предлогами лишить кое-кого из славян их национальной гордости, их национального достояния — кириллицы, которая благодаря духовному подвигу многих поколений творцов вошла в сокровищницу европейского культурного контекста, а в силу подлинно гуманистической сущности своих лучших литературных и религиозно-философских достижений оказала огромное влияние на всемирный цивилизационный процесс. Как мне представляется, только тогда литературная традиция русского и общеславянского гуманизма с его достоевским восприятием общечеловеческой боли как своей собственной устоит, если ей удастся избежать соблазна следовать моде постмодернизма, утверждающего в качестве верховной ценности лишь свободу человеческой личности, какими бы экстравагантными ни были проявления этой свободы. Контртезой постмодернистскому пониманию свободы звучат слова Евангелия "Сказал Иисус уверовавшим в Него… если пребудете в слове Моем… познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Ин. 8, 31-32). Убежден, что только следование этим заветам убережет от попадания в сети разного рода бессовестных "освободителей", соблазняющих неискушенные души сладкими речами об отсутствии дилеммы добра и зла и самого понятия греха. К примеру, когда одним из критериев истинной демократии и свободы объявляется парад содомистов, прикрываемый благозвучным словом гей-парад, то получается, что демократия — это возможность оскорбления меньшинством тех ценностей, которых придерживается большинство. Такого рода ценностный нигилизм ведет к закату культуры и к демократии, кстати сказать, не имеет никакого отношения.
 Притягательная сила русской литературы в том, что показывая человека как существо в высшей степени сложное, со множеством влечений и потребностей, акцент при этом она делает не на потребностях телесных и физиологических, а духовных: умственных, эстетических и моральных. Ибо удовлетворение первых создает жизнь животную, растительную жизнь без духовных запросов, без идеалов, без высоких стремлений — это в христианском понимании грубая, низшая форма жизни, не жизнь, а прозябание. Но человек — не зритель совершающейся перед ним мировой драмы, а непосредственный ее участник. Источник всех действий человека его воля. И для того, — писал известный в Болгарии и других балканских странах российский духовный писатель и философ начала XX в. Григорий Спиридонович Петров, — "чтобы человек действительно стал на осознанный им разумный, верный путь жизни, недостаточно признания ума, а нужен подвиг, внутреннее движение воли… На искание правды вечной      и душевной красоты, а это последнее — главное в человеке".
Поиск этой правды — характерная черта нашей отечественной литературной традиции, осененной Православием, тысяча двадцатилетие принятия которого в этом году отмечают русский, белорусский и украинский народы. Именно Православие и кириллица были тем катализатором, который способствовал развитию духовной близости между народами России и другими частями славянского мира, которая в силу логики исторического детерминизма (не путать с историческим материализмом) стала движущей силой всенародного подъема за освобождение болгарского народа во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., последней в череде войн России с Османской империей, благодаря которым народы Балкан получили свободу и возможность восстановить свою государственность. Каждому непредубежденному человеку ясно, что ключ к пониманию этого всенародного подъема — в душах русских людей, в их православном сознании, которому присуще сострадание к страждущему, чувство самопожертвования "за други своя", что так искренне выразил современный российский поэт Александр Жуков в своем стихотворении:
    
     "Покажется кому-то странным —
     Пусть пожалею и не раз:
     Я за себя молить не стану,
     А помолить хочу за вас.
     Да примет Бог мое прошение —
     Пускай я в детстве не крещен —
     Простит все ваши прегрешения,
     Пускай я буду не прощен!"    

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев