
Родственные проекты:
НАРОДЫ:
◆ СЛАВЯНСТВО
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
БИБЛИОТЕКИ:
Баннеры:

Прочее:
|
Анатолий Щелкунов
Поиск правды – главное в русской литературе
Выступление Генерального консула Российской Федерации в г.Варна
(Республика Болгария), кандидата философских наук Анатолия ЩЕЛКУНОВА на
заседании круглого стола "Славянские литературы сегодня в контексте традиций
святых братьев Кирилла и Мефодия —духовных покровителей Европы"
Опыт России в конце XX столетия и на пороге третьего тысячелетия дает
немало свидетельств того, что в этот период со всей очевидностью проявляется
усиление не только геополитического, но и духовного давления на уже
некоммунистическую Россию как главного звена глобальных проектов вокруг
Православия и славянства, осуществляемых в начале минувшего века под флагом
марксизма, и продолжаемых сегодня под новыми лозунгами. Кое-кто в нынешнем
мире пытается затолкать Россию и славянство в своего рода геополитическую
изоляцию, маскируя при этом перестройку международной системы в тогу борьбы
с остатками тоталитаризма, а на деле попирая основу основ демократии —
международное право. Моральная и геополитическая деградация России в 90-х
годах прошлого века привела к морально-нравственной деградации Европы, что,
на мой взгляд, если говорить о политическом измерении, наиболее явственно
проявилась в варварских бомбардировках Сербии и евроатлантической
солидарности вокруг квази-государства Косово.
Вы, писатели, наверное, изучаете и понимаете больше, чем другие,
мировоззренческие основы прошлых и современных обществ, представления людей
о добре и зле, долге и чести, о том, что есть человек, что есть Вселенная,
каковы их взаимоотношения, в чем смысл жизни и каким образом все это
преломляется в поведении людей, в их идеях и принципах, в конкретных задачах
общества. И поэтому от вас, прежде всего, как мне кажется, зависит создание
морально-нравственного климата в обществе, его поведенческих критериев,
воспитание элиты общества, без которой оно не может существовать. При этом я
не имею в виду под элитой десяток-другой тех, кого называют олигархами и не
узкий слой, облеченный властью, а широкий слой социально-активного
населения, который является кадровым резервом образования, науки, культуры,
журналистики, просвещения и управления. Эта элита не должна быть
разрушителем нации, как было с некоторой активной частью постсоветской
либеральной интеллигенции, с лихостью большевиков первой волны разрушавшей
все прежние устои, в том числе и национальную традицию и наши истоки. Она
должна быть созидательной, действительно "солью земли", носителем высокой
славянской духовности, национального наследия и быть свободной от комплекса
неполноценности перед другой, неславянской частью мира. Ибо как раз
отсутствие комплекса неполноценности позволяет уверенно и без самоуничижения
признавать и огромное количество своих грехов и несовершенств, что так
свойственно нашему славянскому мироощущению, и адекватно оценивать свои
несомненные достоинства. В общемировом историческом контексте совершенно
очевидно, что без славянства, без России мир не полон, и если мы говорим о
европейской цивилизации, то славянские литературы как наследницы традиций
святых братьев Кирилла и Мефодия уже давно заявили о себе как самобытная и
большая ветвь общехристианской европейской цивилизации. Именно эта ветвь
несет через века ценности православного мира, в основе которых его
религиозно-философская картина, заданная Нагорной проповедью. В этом
незамутненном источнике черпают и будут черпать здоровые жизненные силы:
духовные, нравственные, физические — нынешнее и последующие поколения
любимых нашим народом писателей и поэтов.
Сегодня довольно отчетливо проявилась тенденция, когда славянскому миру
приходится противостоять, с одной стороны, навязываемой всему человечеству
(нередко тоталитарными методами) полной автономии человека от культурных,
религиозных, нравственных, семейных ценностей, что входит в противоречие с
религиозно-философским сознанием многих цивилизаций (и делается это, кстати
говоря, под флагом глобализации), а с другой стороны, — откровенным и все
более настойчивым попыткам фрагментировать славян и даже посеять рознь между
отдельными его группами. Как известно, были даже попытки под разными (на
первый взгляд, вроде бы, благовидными) предлогами лишить кое-кого из славян
их национальной гордости, их национального достояния — кириллицы, которая
благодаря духовному подвигу многих поколений творцов вошла в сокровищницу
европейского культурного контекста, а в силу подлинно гуманистической
сущности своих лучших литературных и религиозно-философских достижений
оказала огромное влияние на всемирный цивилизационный процесс. Как мне
представляется, только тогда литературная традиция русского и
общеславянского гуманизма с его достоевским восприятием общечеловеческой
боли как своей собственной устоит, если ей удастся избежать соблазна
следовать моде постмодернизма, утверждающего в качестве верховной ценности
лишь свободу человеческой личности, какими бы экстравагантными ни были
проявления этой свободы. Контртезой постмодернистскому пониманию свободы
звучат слова Евангелия "Сказал Иисус уверовавшим в Него… если пребудете в
слове Моем… познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Ин. 8,
31-32). Убежден, что только следование этим заветам убережет от попадания в
сети разного рода бессовестных "освободителей", соблазняющих неискушенные
души сладкими речами об отсутствии дилеммы добра и зла и самого понятия
греха. К примеру, когда одним из критериев истинной демократии и свободы
объявляется парад содомистов, прикрываемый благозвучным словом гей-парад, то
получается, что демократия — это возможность оскорбления меньшинством тех
ценностей, которых придерживается большинство. Такого рода ценностный
нигилизм ведет к закату культуры и к демократии, кстати сказать, не имеет
никакого отношения.
Притягательная сила русской литературы в том, что показывая человека как
существо в высшей степени сложное, со множеством влечений и потребностей,
акцент при этом она делает не на потребностях телесных и физиологических, а
духовных: умственных, эстетических и моральных. Ибо удовлетворение первых
создает жизнь животную, растительную жизнь без духовных запросов, без
идеалов, без высоких стремлений — это в христианском понимании грубая,
низшая форма жизни, не жизнь, а прозябание. Но человек — не зритель
совершающейся перед ним мировой драмы, а непосредственный ее участник.
Источник всех действий человека его воля. И для того, — писал известный в
Болгарии и других балканских странах российский духовный писатель и философ
начала XX в. Григорий Спиридонович Петров, — "чтобы человек действительно
стал на осознанный им разумный, верный путь жизни, недостаточно признания
ума, а нужен подвиг, внутреннее движение воли… На искание правды вечной
и душевной красоты, а это последнее — главное в человеке".
Поиск этой правды — характерная черта нашей отечественной литературной
традиции, осененной Православием, тысяча двадцатилетие принятия которого в
этом году отмечают русский, белорусский и украинский народы. Именно
Православие и кириллица были тем катализатором, который способствовал
развитию духовной близости между народами России и другими частями
славянского мира, которая в силу логики исторического детерминизма (не
путать с историческим материализмом) стала движущей силой всенародного
подъема за освобождение болгарского народа во время русско-турецкой войны
1877-1878 гг., последней в череде войн России с Османской империей,
благодаря которым народы Балкан получили свободу и возможность восстановить
свою государственность. Каждому непредубежденному человеку ясно, что ключ к
пониманию этого всенародного подъема — в душах русских людей, в их
православном сознании, которому присуще сострадание к страждущему, чувство
самопожертвования "за други своя", что так искренне выразил современный
российский поэт Александр Жуков в своем стихотворении:
"Покажется кому-то странным —
Пусть пожалею и не раз:
Я за себя молить не стану,
А помолить хочу за вас.
Да примет Бог мое прошение —
Пускай я в детстве не крещен —
Простит все ваши прегрешения,
Пускай я буду не прощен!"
|