Сергей Косыгин
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Сергей Косыгин

2008 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Сергей Косыгин

Альфонс Муха и его «Эпопея»

 

А.Муха. "Славянская эпопея". Апофеоз истории славянства.

Альфонс Муха - выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши. Один из ярчайших представителей стиля модерн.

Родился художник 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия) . Получил первичное художественное образование в Брно. В 1880 работал в Вене сотрудником фирмы театральных декораций. С1881 года Альфонс Муха был придворным художником графа П.Куэна (1881–1885) и исполнил декоративное оформление части интерьеров его замка в Грушовани (Моравия). Затем учился в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1887–1922 жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог.

«Еще в 1900 году, – писал Альфонс Муха своему другу, – я решил посвятить вторую половину своей жизни работе, которая помогла бы создавать и укреплять в нас чувство национального сознания».

Помыслами мастер всегда оставался с родной Чехией. Он был горячим приверженцем панславизма и мечтал своим творчеством послужить идее объединения славянских народов, порабощенных Австро-Венгерской и Османской империями. В  разгар славы, заваленный выгодными заказами, он принимает решение круто изменить жизнь.

Незадолго до начала Первой мировой войны А. Муха совершает большую поездку по славянским странам, собирает материалы, рисует, фотографирует. И, возвратившись наконец на родину, запирается во дворце Збирог, чтобы начать работать над монументальным проектом. Запирается на 20 лет! Итогом его подвижнического труда стал цикл из 20 огромных (6х8 метров) полотен, включающих каждое по несколько десятков персонажей, объединенных названием «Славянская эпопея».

Первые три полотна посвящены затерянным в веках началам славянской цивилизации. Действительность сочетается с фантазией: над нашими прапредками парят огромные ипостаси древних языческих богов, их сменяют христианские святые. Все видится как бы сквозь дымку истории: «Славяне на исконной Родине», «Праздник Свантовита» (языческая обедня), «Введение славянской литургии в Моравии» (обедня христиан как путь к сплочению на основе единого языка проповеди – церковно-славянского). К этой группе примыкает полотно «Царь Симеон Болгарский», посвященное государю, сумевшему объединить почти все Балканы. Именно при нем появилась славянская письменность. Полотно «После Грюнвальдской битвы» напоминает, как объединенное войско поляков, литовцев и русских в 1410 году железной рукой остановило экспансию немецких рыцарей-крестоносцев на Восток.

«Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской капелле» посвящена памяти идеолога чешской Реформации Яна Гуса, страстно выступавшего против кощунственной торговли индульгенциями и нарушений заповедей Христа католической церковью, осужденного церковным собором и сожженного на площади в Праге. «Встреча в Кржижках» – о решении гуситов защищать свои идеи с оружием в руках. «Гуситский король Иржи Подебрадский» – о герое, который выступал с идеей освобождения светской власти из-под влияния церкви. Еще два полотна повествуют о становлении славянской культуры: «Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах» и «Ян Амос Коменский – последние дни в Наардене».

Борьбе славян против Османского ига посвящена картина «Оборона Цигета». Она рассказывает о подвиге защитников крепости Цигет, взорвавших себя с пороховым погребом и погибших вместе со множеством врагов. Работа была написана вскоре после начала Первой мировой войны, и столб черного дыма, рассекающий полотно, воспринимается не просто как след взрыва, а как предвестие катастроф, которыми будет наполнен так страшно начавшийся ХХ век. (В 1939 году престарелый художник умрет в оккупированной фашистами Праге от сердечного приступа после вызова на допрос в гестапо.)

Три последние картины цикла оптимистичны, они отражают веру художника в грядущее освобождение и великое будущее славянских народов. «Присяга общества Омладина» – символ национального возрождения. «Отмена крепостного права на Руси» –событие, имевшее общеславянское значение. И наконец, «Апофеоз истории Славянства» – завершение эпопеи. Четыре цвета – четыре эпохи. Древние времена – синеватая дымка. Средние века – красный цвет, времена порабощения – черный. Вспышка ясного золотистого сияния – предвестие свободы. Не только для славян, но и для всех народов мира.

В 1928 году Альфонс Муха преподнес свой цикл «Славянская эпопея» в дар городу Праге. К сожалению, из-за огромных размеров не нашлось места для показа и хранения полотен. После Второй мировой войны они были перевезены в город Моравски-Крумлов и размещены на постоянную экспозицию в залах старинного замка.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев