Фёдор Кузьмичёв
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Фёдор Кузьмичёв

2009 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Фёдор Кузьмичёв

Подвижник Руси Карпатской

В Библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» прошла презентация книги Григория Рачука «Подвижник Руси Карпатской. Архимандрит Иов (Кундря)».  

Организаторы мероприятия – Русинское землячество «Карпатская Русь» и Клуб друзей Карпатской Руси.

Книга рассказывает о местночтимом святом Хустской епархии Украинской Православной Церкви старце Иове (Кундре) (18 мая 1902 — 18 июля 1985), который занимает совершенно особое место среди духовников Карпатской Руси. Впервые читателю предлагается полное жизнеописание этого подвижника.

Архимандрит Иов (Кундря) родился 18 мая 1902 г в селе Иза (Хустский р-н Закарпатской обл.). В 1914 г. в возрасте 12 лет пострижен в мантию под именем Иов. C 1925 г. по 1939 г. — монах скита во имя Пресвятой Троицы в урочище Городилово Хустской области.

В 1939 г. после оккупации Венгрии немцами о. Иов был арестован и сидел год в тюрьме г. Станислав (ныне Ивано-Франковск) Львовской области.

После освобождения из тюрьмы в 1940 г. о. Иов перешел границу СССР и сразу же был арестован и осужден на 10 лет заключения в ИТЛ.

До 1942 г. находился в Колымских лагерях (СВИТЛ). В заключении в лагерях был повторно осужден и приговорен к расстрелу. Приговор не успели привести в исполнение. По рассказам о. Иова, он, сидя в камере смертников, усиленно молился святителю Николаю Чудотворцу. Наутро начальник, приговоривший его к расстрелу, был сам расстрелян, а о. Иова вернули в лагерь общего режима.

В 1942 г. был отправлен на фронт и воевал в Чехословацкой освободительной армии в бригаде смертников. Прошел военный путь от г. Бузулука до г. Праги. Был сапером.

В 1945 г. скит в Городилово, сожженный до основания немцами, был восстановлен. Скит действовал как школа-семинария, выпустившая 30 священнослужителей. О. Иов, рукоположенный в 1946 г. в иеродиаконы и иеромонахи, находился в скиту вплоть до его закрытия.

В 1966 г. о. Иов рукоположен во архимандрита. С этого года до конца своей жизни являлся настоятелем церкви вмч. Димитрия в с. Малая Уголька. Каждый день архимандрит Иов совершал службы полного богослужебного круга, день без Литургии он считал потерянным.

Скончался 28 июля 1985 г. В этот день о. Иов совершил Литургию и вечером почувствовал себя нехорошо, очевидно у него случился обширный инфаркт.

Похоронен архимандрит Иов в ограде храма вмч. Димитрия. Ныне покойный архимандрит Ефрем (Молнар), хорошо знавший отца Иова, писал о нем так: «Он был для монахов и простых мирян примером. Отец Иов почти никогда не использовал административные приказы. Каждый день сам совершал литургию. По окончании литургии и трапезы сообщал братии о послушаниях и сам присоединялся к работе. В свободное от работы время братия собиралась в трапезной, где один из монахов читал монашеский устав, а отец Иов давал соответствующие разъяснения, как нужно использовать монашеские правила в повседневной жизни. Иногда он рассказывал о тех событиях, современником которых ему приходилось быть. Его человеческими качествами были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность».

Архимандрит Матфей (Вакаров), благочинный монастырей и скитов, так характеризовал отца Иова: «Человек весьма скромный и братиею любимый».

«Игумен Иов (в миру Кундря Иван Георгиевич) отличается монашеским смирением и послушанием, молитвенностью и трудолюбием. Ввиду этих духовных качеств он снискал себе уважение среди монашества, духовенства и верующих. Как настоятель скита, он неутомимо заботится обо всех нуждах скита и его насельников», – такой отзыв об игумене Иове дал в 1955 году епископ Иларион (Кочергин).

 

***

Ведущий вечера, глава Клуба друзей Карпатской Руси при землячестве Михаил Дронов познакомил собравшихся с наиболее важными пунктами меморандума II Европейского конгресса подкарпатских русинов, состоявшегося 25 октября в городе Мукачево. В этом меморандуме, принятом голосами 110 делегатов из всех районов автохтонного проживания русинов, в частности, отмечается, что попрание результатов референдума 1 декабря 1991 года (78% карпатцев высказались за автономию в составе Украины) и 17-летняя антирусинская политика украинских властей засвидетельствовала о невозможности далее сохраниться коренному русинскому народу в составе Украины со своим национальным этническим лицом. В этой связи конгресс сделал решительное заявление, расцененное рядом экспертов «жестом надежды против отчаяния» - провозгласил восстановление русинской государственности в статусе Республики Подкарпатская Русь от 22 ноября 1938 года, имевшей в довоенной Чехословакии широчайшую автономию, вплоть до установления федеративных отношений в ЧСР наравне со Словакией.

Автор книги Григорий Рачук также поделился своими личными впечатлениями от недавней поездки в Закарпатье. Его особенную тревогу вызвали ужасающие факты запугивания государственными органами Украины лидера Сойма подкарпатских русинов, протоиерея Украинской Православной Церкви Московского Патриархата отца Димитрия Сидора и членов его семьи. Нарастающее давление официального Киева предопределяет пересмотр русинскими активистами каких-либо иллюзий и возможных проукраинских ориентаций. По его убеждению, в период усиления гонений важно обращаться к культурным и духовным страницам своего народа, сохранившего тесную связь с исконными русскими традициями.

С приветственным словом по случаю выхода книги также выступили председатель Русинского землячества «Карпатская Русь» Йозеф Гливка, директор издательства «Паломник» Павел Роговой, сотрудница Института славяноведения РАН Марина Досталь, православный писатель Борис Споров, предводитель Международного союза общественных объединений «Всеславянский Собор» Николай Кикешев и другие участники мероприятия.

 

***

 

По словам Григория Рачука, работа над жизнеописанием преподобного Иова (Кундри) (1902 – 1985) продолжалась восемь лет. Сложность заключалась в том, что история русинов и жизненный путь архимандрита Иова крайне мало отражены в публикациях.

Автор подчеркивает, что жизнь старца как бы вобрала в себя всю боль скорбного и кровавого ХХ столетия. Он рос среди лютых гонений на Православие в Австро-Венгрии, изнемогал от непосильного труда в сталинских лагерях Заполярья, боролся с нацистами на полях Второй мировой войны. Но из всех испытаний отец Иов вышел столь полным любви к людям, что к нему как источнику благодати потянулись страждущие со всех концов огромной страны: кто за исцелением, кто за советом, кто за духовной помощью.

Следует отметить, что ХVII - ХVIII века стали для карпаторусских земель периодом нескончаемых испытаний, связанных со стремлением католического Рима уничтожить в крае православную веру – насилием и хитростью. Именно с этой целью в 1646 году в Ужгороде была провозглашена уния, культивировалась греко-католическая церковь в ущерб традиционному Православию. Череда восстаний русинов и других православных народов края продолжалась более века. В 1767 году австрийскими властями было официально заявлено, что православных в этих местах больше не существует. Но, хотя действительно властью были уничтожены легальные православные приходы, а к 1788 году – последние монастыри, все же еще многие карпатороссы продолжали исповедовать веру своих отцов, уходили молиться в леса. При этом немало православных были вынуждены покинуть свои родные места, уйти от австрийского владычества и тотального засилья униатства в соседние Молдовлахию, Сербию, Белоруссию, где сохранилась Могилевская православная епархия, а также в Россию.

Уже в ХIХ веке казалось, что униатство окончательно воцарилось в Карпатах, однако в начале ХХ столетия под покровительством Сербской церкви в карпаторусском народе разгорелось пламя православного возрождения, давшее множество новых исповедников и мучеников. Именно в селе Иза, в котором началось это возрождение, и родился в 1902 году Иов (Иван Кундря). С каждым годом его жизни гонения на односельчан становились все страшнее. Особенно выделялся второй Мармарош-Сиготский процесс в 1913 - 1914 годах, в ходе которого проводились массовые истязания православных жителей села Иза, обвинявшихся австрийскими властями за свою веру в «государственной измене» и «просербских настроениях». А в годы Первой мировой войны были созданы в предгорьях австрийских Альп и первые концентрационные лагеря в Европе с функцией лагерей смерти: Терезин и Талергоф. В них были уничтожены десятки тысяч русинов.

В 1939 году наступили великие испытания – на Карпатах к власти пришли мадьяры-фашисты. Эту власть монах Иов не захотел признать: она была враждебна Православию и грозила мобилизовать православных монахов в свою армию для войны против России. Через главный хребет Карпат подвижник-русин вместе со многими православными бежал в советскую Россию, надеясь на заступничество своих братьев-славян. Однако беглецы от фашизма тут же были арестованы по абсурдным обвинениям в шпионаже и осуждены на заключение в лагерях и многолетний каторжный труд. Об этой трагедии своего многострадального народа и о своих тяжелых испытаниях отец Иов впоследствии неоднократно с болью вспоминал в беседах со своими духовными чадами. По его словам, особенно тяжело было в Норильском лагере во время войны.

Пережив лютую зиму 1941 - 1942 годов, когда даже в Подмосковье стояли морозы под пятьдесят градусов, не говоря уже о Крайнем Севере, отец Иов был мобилизован в чехословацкий корпус Людвига Свободы. По его признанию, война – «каинов труд и для монаха не занятие», но как он впоследствии рассказывал писателю Валерию Лялину, «одно меня утешало – это память о святых воинах-монахах Ослябе и Пересвете, которых игумен Сергий Радонежский послал сражаться на поле Куликовом».

После войны отец Иов, грудь которого украшали ордена и медали, отказался переехать в Чехословакию, решив остаться со своим народом и служить Богу при любых трудностях в СССР. При этом его боевой командир генерал Людвиг Свобода впоследствии стал президентом Чехословакии, и его покровительство старцу способствовало тому, что советские власти закрывали глаза на «непростительное» подвижничество отца Иова.

В 1945 году Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию РПЦ. В 1946 году епископ Ужгородский и Мукачевский Нестор рукоположил монаха Иова во иеродиакона, затем – во иеромонаха. Священнослужители и миряне отмечали, что отличительными качествами отца Иова были трудолюбие, простота в общении, сердечность, кротость и глубокое монашеское смирение. С 1958 года отец Иов служил в храмах Мукачевской епархии, с 1962 года до кончины в 1985 году – в Димитриевском храме села Малая Уголька. За усердные многолетние труды игумен Иов в 1966 году Святейшим Патриархом Алексием I был возведен в сан архимандрита. За духовной поддержкой к нему приходили не только односельчане, но и многие люди из Москвы и других городов страны.

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев