Ольга ИСТОМИНА |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Ольга ИСТОМИНА«Славяне мы: у нас в крови века…»
25-27 сентября на Белгородчине проходил VII фестиваль международной славянской культуры «Хотмыжская осень». Разъехались по городам и весям творческие коллективы из Гомельской, Могилёвской, Харьковской, Полтавской, Сумской, Луганской, Курской, Орловской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей, но осталась память о «Хотмыжской осени» с её буйством красок, красотой песен и танцев, мудростью народных обрядов и сказаний. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II почтил своим присутствием самую первую «Хотмыжскую осень», освятив при этом поднявшийся из руин и только-только отреставрированный храм XVII века Воскресения Христова и Колокол единения, впервые зазвучавший под руками белгородского и харьковского губернаторов. Многие тогда обратили внимание, что один носит украинскую фамилию, а другой (Олег Дёмин) - русскую. Вот как даже на одном конкретном примере переплелось всё на общих славянских корнях! Что уж говорить о жителях соседствующих областей (от Хотмыжска до украинской границы - рукой подать!) и не столь далёкой от нас Белоруссии. Кстати, сами понятия «украинец», «белорус»… документально начали
фиксироваться лишь в 20-е годы прошлого столетия, а до революции никаких
национальных отметок в паспортах не значилось. Все были подданными одной
Российской империи, ещё раньше - Руси великой, собиравшей в единое мощное
государство разрозненные удельные княжества и царства. Сколько прожито
вместе, сколько пережито… Отсюда воевода Болховской по поручению царя Алексея Михайловича вёл переписку с Богданом Хмельницким, когда началась национально-освободительная борьба украинского народа против польского владычества. А ещё позже Хотмыжск входил сначала в число городов Белгородской губернии, потом Харьковской, Курской и снова - Белгородской. Сегодня, к сожалению, это не город, а совсем небольшое село. Но как символично, что именно оно каждые два года в последние дни сентября становится неофициальной столицей международного праздника славянской культуры, где так органично звучат русская, украинская, белорусская речь. Слава Богу, поделили только территории, но не души и сердца. Как сказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Наши земные перегородки не доходят до небес. Спасёмся любовью!..». О едином историческом прошлом, общих национальных корнях и культурных традициях говорили и губернатор нашей области Е.С.Савченко, Генеральный консул Российской Федерации в Харькове В.И.Филипп, академик национальной Академии наук Украины, лидер общественного движения «Новая Украина» В.П.Семиноженко, другие высокие гости - участники VI Международного экономического форума «Украина-Беларусь-Россия». По традиции они обязательно посещают Хотмыжск, где разворачивается главный эпицентр славянского фестиваля. В этом году на праздник приехали ещё и лётчики из легендарной пилотажной группы «Русские витязи», большая делегация духовных лиц, в составе которой были священнослужители не только из разных регионов России, но и из-за её границ, во главе с первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Илларионом, который вместе с владыкой Иоанном провёл молебен в Воскресенском храме ещё до официального открытия праздника. Кто бы мог поверить, что такое станет возможным ещё пятнадцать-двадцать лет назад? Но ведь стало! Даст Бог, под крылами Русской Православной Церкви воссоединимся и с братьями-славянами из соседних государств. Собственно, для этого и задумывался изначально фестиваль «Хотмыжская осень». И именно это, пусть не на государственном, так на духовном и культурном уровнях, уже произошло под фестивальным флагом. Творческие коллективы съехались в Белгород ещё накануне. В этом году их разместили в конгресс-отеле AMAKS (бывшая гостиница «Южная»). Многие гости вошли и ахнули от изумления. И не удивительно, ведь большинство из них проживает в сельской глубинке или небольших районных центрах. И то, что их разместили не где-нибудь на задворках, а в центре города и в таких комфортных условиях было воспринято как подарок и особая дань уважения. Но горячее радушие и щедрость принимающей стороны участники фестиваля почувствовали задолго до того, как добрались до штаба праздника. Каждую делегацию встречали цветами, песнями, хлебом-солью и традиционной чарочкой прямо на границе Белгородской области. Со стороны московской трассы - представители Яковлевского района, со стороны Украины - грайворонцы. Начальник отдела культуры Т.Е.Усова даже устроила для полтавчан подробную экскурсию по Грайворону. Гости пришли в такой восторг, что чуть было не опоздали на праздничный ужин. Еле успел к назначенному сроку и фольклорный ансамбль «Криниченька» из Шосткинского района Сумской области. Только причина была совсем не радостная, как раз наоборот. Украинские таможенники наотрез отказались пропускать автобус с артистами. Вернее, артистов - пожалуйста, а автобус - нет, так как что-то в документах было оформлено неправильно. И никакие уговоры, просьбы, слёзы не могли их разжалобить. И что было делать, уезжать назад? Так бы оно и случилось, если бы директор Белгородского государственного центра народного творчества Ю.Г. Максимчук не распорядился выслать свой транспорт. Артисты, подхватив дорожные сумки и сценические костюмы, пешком прошагали несколько километров, разделяющих украинскую и российскую границу. - Да мы согласны были пройти в два и три раза больше, лишь бы попасть на «Хотмыжскую осень», о которой столько слышали от своих коллег по всей Украине, - рассказывала руководитель ансамбля Любовь Васильевна Киричок. - И если сначала мы плакали от горя, то потом чуть не рыдали от счастья. Низкий поклон устроителям праздника и спасибо, за такую необыкновенную заботу. То, что все они (все без исключения!) талантливы и самобытны по-своему, заявляю с абсолютной искренностью и неподдельным восхищением. Почувствовала это ещё на вечере знакомств «Здравствуйте, славяне!», где каждый мог себя показать, на других посмотреть, обменяться творческими и личными впечатлениями, поскольку фестиваль - это не только концертные выступления, но ещё профессиональное, да и просто человеческое общение. Надо было видеть, с каким удовольствием веселились собравшиеся после официального представления делегаций: пели, водили хороводы, танцевали польку, кадриль, русскую «барыню», интернациональную «цыганочку», играли в народные «потешки»… И так до глубокой ночи, что, однако, никому не помешало утром быть в хорошей форме. Сразу после раннего завтрака все отправились в Хотмыжск, чтобы ещё до начала фестиваля познакомиться со сценической площадкой, уточнить порядок выступлений, распеться и растанцеваться на свежем воздухе. Но раньше всех, как всегда, на фестивальной поляне появились народные умельцы, разбив здесь настоящий город мастеров под названием «Славянский привоз». Явно до рассвета поднялись и многие жители сёл Борисовского, Грайворонского, Ракитянского, Шебекинского, Белгородского районов - хозяева импровизированных подворий, где почти в натуральную величину стояли фанерные расписные хатки, окружённые плетнями, на которых красовались вышитые рушники, глиняные горшки, крынки… А огромные тыквы, подсолнухи, кусты цветов, помидоров будто сами собой выросли за ночь на только что выкопанном огороде. Тут же во двориках дымились самовары, ломились столы от угощений. Ряженые скоморохи и коробейники тем временем зазывали честную публику к ярмарочным рядам: - Привезли Хотмыжску в дар самый лучший свой товар! Товар и впрямь был на загляденье: ювелирные украшения из бисера и природного камня, лаковые расписные шкатулки, матрёшки, глиняные игрушки, куклы в народных костюмах, резьба по дереву, плетёнки из лозы, соломки, композиции из бересты, солёного теста, сухих растений и семян, живописные полотна самодеятельных художников, роспись по шёлку, лоскутные панно, вышивки, вязаные крючком тончайшие салфетки и сумочки, кованные из металла подсвечники… При всей кажущейся на первый взгляд схожести ни одна вещь не повторяла другую, поскольку была выполнена народным мастером с только ему одному присущим секретом. Впрочем, многие из них были здесь же (лепили, рисовали, плели из лозы, вышивали, резали по дереву, сидели у гончарного круга…) и секретов своих совсем не таили, охотно показывали и рассказывали об особенностях того или иного промысла, предлагая собравшимся самим попробовать себя в кустарном деле. Желающих было хоть отбавляй! А праздник тем временем разгорался всеобщим весельем. Порой даже невозможно было понять, где артисты и где зрители. Казалось, пели, плясали, участвовали в играх и забавах все вокруг. Однако, когда Колокол единения возвестил о торжественном открытии фестиваля, на трибунах не оказалось ни одного свободного места. Да и вокруг импровизированного амфитеатра было не протолкнуться. Многие так и простояли до конца концертной программы, а правильнее сказать, театрализованного представления. Ведь каждый раз «Хотмыжская осень» посвящается какой-то значимой для трёх славянских государств дате. В этом году фестиваль прошёл под девизом «Виват, Полтавская виктория!». Ровно 300 лет назад петровские войска выиграли решающее для России сражение в многолетней Северной войне со шведами. А годом раньше одержали победу в битве при Лесной (на территории современной Белоруссии), которую сам Пётр I назвал «Матерью Полтавской баталии». И мы вправе гордиться, что в этих «викториях» участвовал и Большой Белгородский полк, а главнокомандующим в Полтавском сражении тоже был наш земляк - бывший белгородский воевода и будущий сиятельный граф Борис Петрович Шереметев. За успешные боевые действия воины полка 12 раз удостаивались благодарственного слова государя и в знак особых заслуг получили от него именное знамя с бегущим львом и парящим в небе орлом. Чем не тема для художественного произведения? И такое произведение
появилось. Участники «Хотмыжской осени» стали первыми слушателями оратории
«Белгородский полк», которую в нашей филармонии поставили как оперу.
Авторами музыки стали белгородские композиторы Николай Бирюков и Елена
Латыш-Бирюкова, а либретто написал… доктор исторических наук Виктор
Овчинников, стихотворные тексты - Николай Грищенко. Кроме артистов
филармонии в спектакле заняты и актёры драматического театра имени
М.С.Щепкина, Архиерейский хор Белгородской духовной семинарии. К сожалению,
премьера «Белгородского полка» прошла под фонограммную запись, но будем
надеяться, что мы обязательно услышим её в живом музыкальном исполнении.
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |