Владимир ДУБОВКА |
|
2009 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Владимир ДУБОВКАНа своей родинеПредисловие к публикации Ивана БУРСОВА В августе 1915 года перестала выходить первая белорусская легальная газета «Наша нiва». За неполных девять лет (с ноября 1906 года) она сумела выполнить историческую миссию: вывела белорусское слово из курных селянских хат на общенациональный простор публичного общения. Со страниц «Нашай нiвы» начали свой путь в белорусскую литературу национальные классики Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, заявили о себе и другие поэты, без имён которых невозможно представить сегодня белорусскую поэзию. Поэтическую эстафету от «нашенивцев» приняли «молодняковцы» – такое название закрепилось в белорусском литературоведении за большим отрядом литераторов, в основном поэтов, пришедших в литературу в начале 20-х и создавших в 1923 году первое литературное объединение белорусских писателей «Маладняк» с собственным одноимённым журналом. Одним из его членов был и Владимир Дубовка. Крестьянский сын Владимир Николаевич Дубовка родился 15 июля 1900 года в деревне Огородники Вилейского повета Виленской губернии. Окончив начальную сельскую школу и двухклассное училище в соседнем местечке Мядель, он поступил в 1914 году в Ново-Вилейскую учительскую семинарию, после окончания которой в 1918 году – в Московский университет на историко-филологическое отделение. Но из-за материальных трудностей осенью того же года оставил учёбу и отправился учительствовать в Тульскую губернию. В 1920 году Дубовку призвали в Красную Армию, но уже в августе 1921 года он демобилизовался и оказался снова в Москве. Сначала работал в Народном комиссариате просвещения РСФСР, потом ответственным секретарём постпредства БССР при правительстве СССР и одновременно учился в Высшем литературно-художественном институте имени В.Я. Брюсова (окончил в 1925 году). С первым стихотворением он выступил на страницах газеты «Савецкая Беларусь», ещё будучи красноармейцем, в 1921 году. А в 1923 году Виленское издательство «Друк» («Печать») издало первый поэтический сборник Владимира Дубовки «Строма» («Круча»). Несмотря на то, что Дубовка постоянно жил и работал в Москве, он своим творчеством, своим национальным притяжением находился в самой гуще литературной жизни Белоруссии и часто приезжал в Минск. Как член литературного объединения «Маладняк» участвовал в его работе, а на первом этапе его существования даже выступал на страницах одноимённого журнала. Это было очень деятельное объединение, много сделавшее для распространения белорусского языка и пропаганды белорусской культуры и литературы. Однако разное видение развития литературы, её внутренних задач привело в 1926 году к расколу «Маладняка» и выходу из него группы писателей более старшего поколения. Среди них был и Владимир Дубовка. Они создали новое Белорусское литературно-художественное объединение «Узвышша» («Возвышенность»), целью которого было привлечение талантливых писателей к борьбе за эстетическую культуру, качество художественного творчества с учётом преемственности художественного наследия и национального исторического прошлого. Всё дальнейшее существование этих двух литературных образований проходило в острой полемике, развернувшейся на страницах противоборствующих журналов – «Маладняк» и «Узвышша», где монополия на литературную критику всё более переходила к поддерживаемому официальными властями «Маладняку». Членов «Узвышша» обвиняли в буржуазном декадентстве, в кулацких настроениях, в буржуазно-националистических взглядах. Их прямо называли «классовыми врагами». И неудивительно, что в 1930 году в первую волну репрессий против национальной интеллигенции в Белоруссии попали и «возвышенцы». Самые заметные, яркие, талантливые… И первый – Владимир Дубовка, чьи поэмы, стихи, статьи регулярно печатались на страницах журнала. До своего ареста он успел издать пять поэтических сборников (не считая виленского): «Тростник» и «Там, где кипарисы» (1925), «Credo» (1926), «Наля» (1927), «Бронислава» (1929) – поэзии умной, философски углублённой, смело и ярко проявленной художественно. Его арестовали 20 июля 1930 года прямо в Кремле, где он работал редактором белорусских текстов «Собрания законов и указов рабоче-крестьянского правительства Союза СССР». О дальнейших двадцати семи годах жизни поэта в официальной биографии говорится скупо и расплывчато. С 1931 по 1957 год трудился на разных работах в Кировской области, в Чувашии, на Дальнем Востоке, в Грузии, Красноярском крае. После реабилитации Владимир Дубовка вернулся в Москву и с 1957 года жил в столице. Впереди было ещё почти двадцать лет творчества. Его стихи, рассказы снова начинают появляться в белорусской периодике. Издаются книги. За один из сборников «Полесская рапсодия» в 1962 году ему даже присуждается Литературная премия имени Янки Купалы. Владея английским языком, Дубовка знакомил белорусского читателя с английской классикой, переводил на белорусский язык поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник» (начал он эту работу ещё в 1931 году, находясь в тюрьме), «Бронзовый век» и мистерию «Каин». Но особенно прославился Дубовка своим переводом на белорусский язык сонетов В. Шекспира, вышедших отдельной книгой в 1964 году в Минске. Умер Владимир Дубовка 20 марта 1976 года. Прах его покоится в колумбарии одного из забытых московских кладбищ.
О, Беларусь, лесная роза О, Беларусь, лесная роза,
*** …И гибли – сколько их! – за косы Клеопатры,
На своей родине Вот здесь стоял когда-то дом, Перевод Ивана БУРСОВА
Клёны в пальцах своих золотых… Клёны в пальцах своих золотых
Думы летят… Думы летят, как депеши без адреса, Перевод Анны АХМАТОВОЙ
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |