Елена Бадякина |
|
2010 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Елена БадякинаГорцы на БалканахВ этом году будет отмечаться 130-летие окончания русско-турецкой войны, принесшей освобождение многим балканским народам. Эти события связаны не только с Европой, но и с Кавказом, кавказскими народами. И вот почему. В одном строю с русскими солдатами и казаками сражались и представители горских народов. А ведь незадолго до начала русско-турецкой войны сам Кавказ был ареной ожесточенных битв. Только в 1864 году официально завершилась кавказская военная кампания, в результате чего большое число горцев покинуло родные края, стали мохаджирами. Поверив зарубежным эмиссарам, пугавших их гонениями со стороны России, переселенцы отправились в Турцию. Там новоприбывших размещали, в основном, вдоль русско-турецкой границы, в Карском пашалыке, крае с суровым климатом и малярийными болотами. Газета «Всемирный вестник» в 1871 году сообщала, что «мохаджиры массами гибли на турецкой территории, почти две трети из них умерли от голода и болезней, в первые же годы после переселения». Тогда горцы обратились к России с просьбой разрешить вернуться на родную землю, и ответ был положительным. И вновь потянулись обозы с переселенцами, но уже в сторону России. Вдоль Военно-грузинской дороги были организованы походные лазареты, где русские врачи оказывали больным и ослабленным людям экстренную помощь. Возвращавшимся выделалась еда, одежда, денежное пособие. Наверняка горцы поведали землякам о страданиях, выпавших на их долю в чужих краях. И когда началась русско-турецкая война, горцы делегировали своих бойцов на передовую, и из них был сформирован кавказский корпус под командованием графа Лорис-Меликова. Между тем, именно Лорис-Меликов командовал Отдельным Кавказским корпусом, противостоявшим воинству легендарного Шамиля. Лорис-Меликов активно участвовал в боевых действиях в кавказской войне, получив орден Святой Анны, саблю с надписью «За храбрость». После 11 лет службы, 33-летний Лорис-Меликов был произведен в звание генерал-майора, а в 1863 году был назначен главной Терской области, включавшую в себя Кабардино-Балкарию, Чечню, Ингушетию, Осетию и часть Дагестана. За те 12 лет, что он занимал должность начальника Терской области, здесь была проведена масштабная аграрная реформа, которая способствовала подъему экономики. Благодаря усилиям Лорис-Меликова, была построена первая на Северном Кавказе железная дорога Ростов-Владикавказ, возведено несколько мостов через Терек, что оживило транспортную связь. Строились новые дороги, школы, больницы. Но самым большим успехом начальника Терской области считается организованная и проведенная им реформа по освобождению рабов и крепостных крестьян, в результате которой более 20 тысяч человек получили свободу. Во Владикавказе, на личные средства губернатора, им было основано первое ремесленное училище. Деятельность Лорис-Меликова в Терской области снискала ему уважение среди горцев. Наиболее важные решения он старался согласовывать со старейшинами, духовенством. При этом попытки посягательства на интересы России им безжалостно пресекались. Он отдал приказ о стягивании войск в Кабарду, когда местные князья попытались воспротивиться освобождению крестьян. Кавказ, который Лорис-Меликов понимал и любил, ответил ему взаимностью, и, в немалой степени, благодаря стараниям Лорис-Меликова, угроза возобновления Кавказской войны, была устранена. Армянин по происхождению, Лорис-Меликов любил Кавказ, хорошо понимал нравы живущих тут народов. И когда началась русско-турецкая война, ему было поручено возглавить войска на Кавказском направлении. Возглавляемый им корпус был, поистине, интернациональным - наряду с казачьими отрядами, в него входили кабардинский, дагестанский, чеченский, кумыкский полки. Русской армии противостояла девяностотысячная турецкая армия под командованием Мухтар-паши. Наши силы были распределены следующим образом: на западе район черноморского побережья охранял Кобулетский отряд под командованием генерала Оклобжио (25 тыс. чел.), у Ахалциха - Ахалкалаки располагался Ахацихский отряд генерала Девеля (9 тыс. чел.). В центре, у Александрополя, находились ударные отряды во главе с генералом Лорис-Меликовым (50 тыс. чел.). На южном фланге стоял Эриванский отряд генерала Тер-Гукасова (11 тыс. чел.). Три последних отряда составляли Кавказский корпус под командованием М. Лорис-Меликова. Активно помогали русской армии армянские ополченцы, встречавшие русских солдат, как освободителей. Сохранилось немало свидетельств боевой храбрости горцев. «Подобные урагану неслись они на неприятеля!» - восхищенно восклицал граф Лорис-Меликов, описывая мужество своих бойцов при взятии Карса. По его ходатайству, многие бойцы чеченского, кумыкского, кабардинского и дагестанского полков, наряду с казаками, были награждены высокими воинскими наградами. Чеченский конно-регулярный полк был удостоен особых знаков отличия, чеченские бойцы получали орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость», специальные головные уборы с надписью «За отличие в турецкую войну», знамена с надписью «За взятие Карса». Наверняка и сегодня во многих кавказских семьях бережно хранятся награды, полученные те героические годы. Сохранилось немало свидетельств, как жители Кавказа помогали освобожденным народам Балкан и Западной Армении. Так, в Моздоке в 1877 году был проведен сбор пожертвований для вдов и сирот воинов, павших при взятии Карса, а так же в пользу черногорцев и жителей Армении. Окончание войны сопровождалось торжественными молебнами, а бойцов вернувшихся домой, встречали как героев. Боевые традиции предков продолжили солдаты Великой Отечественной, когда в одном строю были все народы страны. Так было и в Афганистане, где было немало призывников и с Северного Кавказа. И сейчас, когда Кавказ вновь стал ареной столкновения геополитических интересов, а некоторые идеологи стремятся внести коррективы в оценку многих исторических событий, внушить молодежи, что вся история Кавказа была непрерывной борьбой против «имперских амбиций России», мы должны чаще вспоминать о событиях прошлого. А трагические события, связанные с исходом мохаджиров, нельзя рассматривать вне контекста реальной исторической обстановки и без упоминания дальнейшей судьбы этих людей, чьи общины сейчас разбросаны по многим странам. Несколько лет назад, в Стамбуле я встречалась с потомками мохаджиров, живущими в Турции. В этой стране признается только одна нация, поэтому представителям других народов запрещено указывать свою истинную нацпринадлежность, общаться на родном языке, иметь свои школы, театры, печатные издания. Даже на могильных плитах нельзя указывать национальность умерших. Жизнь «черкесов», как обобщенно называют кавказцев в Турции, счастливой не назовешь. Они вынуждены постоянно отстаивать свои права. Сейчас Турция стремится войти в Евросоюз, и потому там делаются некоторые послабления в жесткой национальной политике. Но эти незначительные и отвоеванные с огромным трудом поблажки, нельзя никоим образом сравнивать с правами народов Северного Кавказа. С завистью говорят потомки мохаджиров о своих сородичах, живущих в России, где они имеют свои республики, могут свободно общаться на родном языке, развивать национальную культуру, науку. О подобном в Турции нельзя даже мечтать. И потому многие потомки мохаджиров принимают решение вернуться на родную землю. Десятки семей адыгов вернулись на родину из Косово. Несмотря на экономические трудности, в Абхазию возвращаются из Турции шапсуги, абхазцы. Сегодня, вспоминая о «бурных днях Кавказа» в связи с юбилеем русско-турецкой войны, мы обязаны сделать всё, чтобы прошлое не было забыто, не были совершены ошибки. Это особенно важно для такой многонациональной и многоконфессиональной страны как Россия. Не в этом ли истинная ценность уроков истории? Моздок
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |