Конкурс белорусской поэзии и песни |
|
2024 г. |
Форум славянских культур |
|
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
|
|
Конкурс белорусской поэзии и песниТретий Международный конкурс белорусской поэзии и песни
«В родных полях и в небе ясном / Все дышит дружбой, добротой…» (Якуб Колас) Московский дом национальностей, Институт языков и культур имени Льва Толстого, Международный славянский центр языков и культур «Созвучие» при поддержке Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Информационная поддержка Республиканского детского журнала «Качели» (Республика Беларусь). Положение о конкурсе белорусской поэзии и песни «В родных полях и в небе ясном/ Все дышит дружбой, добротой…» (Якуб Колас) I. Концептуальные положенияМеждународный конкурс «В родных полях и в небе ясном/ Все дышит дружбой, добротой…» ( Якуб Колас) – свидетельство пробуждения интереса российской молодежи к языку, героической истории, культуре духовно родственного народа. Наряду с выдающимися произведениями белорусского фольклора, классиков белорусской поэзии и современных авторов, в которых отражены героические и патриотические страницы белорусской истории, приветствуется чтение произведений русских поэтов, в которых звучат темы славянского братства (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, А.С. Хомяков, и др.). В этом году конкурс посвящен литературным и общественным юбилейным датам: 80 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков (23июня 1944г.) 110 лет со дня рождения поэта Аркадия Александровича Кулешова (1914-1978) 100 лет со дня рождения народного писателя Беларуси Василия Владимировича Быкова (1924-2003) II. Цели и задачи конкурсаЦель конкурса белорусской поэзии и песни «В родных полях и в небе ясном/ Все дышит дружбой, добротой…» (Якуб Колас) – развитие интереса к поэтическому, прозаическому и песенному творчеству белорусского народа, а также к памятникам культурного наследия Республики Беларусь. Задачи: 1. Пробудить интерес к белорусскому языку и культуре среди студентов ВУЗов, колледжей, средних специальных образовательных заведений и школьников общеобразовательных школ России и других государств. 2. Предоставить студентам и школьникам возможность выразить свое отношение к наследию белорусской культуры в процессе исполнения художественных произведений, песенного творчества, а также средствами изобразительного искусства., 3. Предоставить белорусским школьником, студентам, а также молодежи из других государств возможность продемонстрировать выразительное чтение на русском языке произведений классической русской поэзии, в которых звучат темы духовных связей славянских народов. 4. Привлечь внимание участников конкурса творческих (письменных) работ к истории и современности Республики Беларусь, к известным белорусским историческим деятелям, памятникам культурного наследия и братским связям русского и белорусского народов в контексте заявленной цели конкурса. III. Сроки и место проведения конкурсаПо решению организаторов и жюри ТРЕТИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС белорусской поэзии и песни «В родных полях и в небе ясном / Все дышит дружбой, добротой…» (Якуб Колас) пройдет 4 и 5 апреля 2024 года в Московском доме национальностей (г. Москва, ул. Новая Басманная, 4. м. «Красные ворота») Начало регистрации - 13-30 час. Начало конкурса - 14 час. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется с 18 марта по 25 марта 2024 года. Работы на конкурс детского рисунка представляются с 18 марта до 25 марта 2024 года Работы на конкурс письменных работ представляются с 18 марта по 25марта 2024 года сообщения и вопросы направляются на адрес: e-mail leoinst@yandex.ru Для очного или заочного участия в конкурсе необходимо заполнить форму участника, пройдя по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/65da12fbd04688cf214b5bb8/ IV. Условия участия в конкурсеВ конкурсе могут принять участие студенты ВУЗов, колледжей, техникумов, школьники 1–11 классов общеобразовательных школ России, Республики Беларусь и других славянских стран. Участие – бесплатное. V. Номинации и критерии оценкиV.1. Чтение эпических произведений, поэтических / прозаических текстов белорусских поэтов/ писателей в оригинале или в переводе. Предмет и критерии оценки: ♦ художественная выразительность чтения, ♦ сценическое исполнение, ♦ эмоциональное отношение, ♦ раскрытие и понимание художественного образа представленного произведения. Поощряется исполнение стихотворения или прозаического отрывка на белорусском языке. **V.1. Для участников из Республики Беларусь и других государств. Чтение эпических произведений, поэтических / прозаических текстов русских классических поэтов/ писателей в оригинале. Предмет и критерии оценки: ♦ художественная выразительность чтения, ♦ понимание художественного образа представленного произведения. Участник должен продемонстрировать хорошее владение русским языком. V. 2. Условия исполнения белорусских песен На конкурсе допускается исполнение народных песен и песен современных белорусских авторов, которое может происходить без фонограммы или под фонограмму (-1). Участники могут воспользоваться электронной аппаратурой, позволяющей воспроизводить звук с компакт-диска или флеш-носителя. Возможно исполнение под аккомпанемент любого музыкального инструмента. Тематика и выбор произведений зависит от возраста исполнителей. Предмет и критерии оценки: качество исполнения, т.е. уровень вокального и исполнительского мастерства, оригинальность и артистизм исполнения, культура и сценическое воплощение. При оценке учитывается: ♦ соответствие программы выступления цели и тематике конкурса, ♦ умение передать характер и основной смысл песни, ♦ выразительность и эмоциональность инсценировки, ♦ слаженность сценического действия, ♦ использование сценических костюмов и реквизита. При оценке исполнения песен на белорусском языке дополнительно учитывается уровень языкового владения языком: правильное произношение звуков, отсутствие ошибок, знание текста, а также выразительность и адекватность: голосовая (интонация, сила голоса), невербальная (жесты, движения) и музыкальность, мелодическая правильность. V. 3 Инсценировка эпического или прозаического текста Приветствуется презентация с использованием не более 3-5 слайдов. Предмет и критерии оценки: ♦ сценическое воплощение, ♦ качество перевоплощения и исполнения, ♦ артистизм. Также учитывается соответствие инсценировки произведения тематике конкурса, умение передать характер и основной смысл, выразительность и эмоциональность, слаженность исполнения сценического действия, использование сценических костюмов и реквизита. Условия участия: инсценировка эпического или прозаического текста – не более 7-12 мин. Презентация и музыкальное сопровождение для фонограммы предоставляется не позднее, чем за три дня до начала конкурса. V.4.Творческие письменные работы (заочное участие в конкурсе). Требования к конкурсным работам и критерии оценки (см. Приложение 2). Привлечь внимание участников конкурса письменных работ к истории, известным историческим деятелям Белоруссии, памятникам культурного наследия в контексте заявленной цели конкурса. VI. Конкурс детского рисункаВ 2024 году живописные и графические работы выполняются по темам: - иллюстрации к белорусским народным сказкам, прозаическим и поэтическим произведениям белорусских авторов, - природа и пейзажи Республики Беларусь, - белорусский фольклор, - архитектурные ансамбли и памятники истории Республики Беларусь, - русско-белорусская дружба. Предмет и критерии оценки: ♦ образная выразительность (поэтический пластичный образ), ♦ оригинальность замысла и мастерство исполнения, ♦ творческая самостоятельность, ♦ раскрытие содержание темы и идеи автора художественными средствами. Работы выполняются на формате А-3, А-2 и оформляются в паспарту размером 40 х 50 см, 50 х 70 см. В правом нижнем углу паспарту наклеивается экспликация с названием работы и техники исполнения (масло, акварель, уголь, карандаш и т.п.). Далее указывается фамилия, имя и возраст автора, а также фамилия, имя и отчество педагога и название учебного заведения (шрифт Times New Roman, 14). VI. Жюри конкурса Оценивание выступлений и работ участников конкурса и определение победителей осуществляет жюри, состав которого утверждает организационный комитет. Состав жюри конкурса: музыканты, художники, журналисты, филологи, педагоги. VII. Категории участников конкурсаПервая возрастная категория – школьники (1-4 класс), Вторая возрастная категория – учащиеся (5-8 класс), Третья возрастная категория – учащиеся (9-11 класс), Четвертая возрастная категория – студенты вузов, колледжей, средних специальных образовательных заведений. Категории конкурса детского рисунка - дошкольники; -младшая группа (6 – 10 лет); -средняя группа (11-13 лет); -старшая группа (14-18 лет) VII. Награждение победителейПобедители конкурса награждаются дипломами, грамотами. VIII. ЗаявкаДля подачи заявки необходимо заполнить форму участника: В заявке следует указать: - фамилию, имя участника (-цы), номинацию, возрастную группу, - область, район, город, учебное заведение, - автора (или переводчика), название произведения, - фамилию, имя, отчество руководителя, концертмейстера, а также фамилию, имя и отчество сопровождающих (для несовершеннолетних участников конкурса). ПРИЛОЖЕНИЕ 1Обращаем внимание руководителей школ, что с целью привлечения внимания общественности и расширения информационного поля конкурса п р и в е т с т в у е т с я участие в качестве зрителей родителей, учителей, одноклассников выступающих. Зрительская поддержка участников конкурса – это тоже проявление интереса и выражение отношения к культуре духовно родственного народа. Она повышает шансы на успех и способствует правильному настрою участников, ориентированных не только на победу, но и на стремление донести свою любовь к славянской культуре до максимально большего числа сверстников и соотечественников. Рекомендованные тексты В. Дунин – Марцинкевич «Щаровские дожинки» Франциск Богушевич Стихотворения Максим Богданович Стихотворения Янка Купала Стихотворения Якуб Колас Стихотворения. А.А. Кулешов Стихотворения и др. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Положение о конкурсе письменных творческих работ Цели и задачи конкурса Цель конкурса письменных творческих работ «В родных полях и в небе ясном/ Все дышит дружбой, добротой…» (Якуб Колас) – возрождение традиций написания письменной работы как самостоятельной творческой работы; повышение уровня знаний о героической истории, известных исторических деятелях, памятниках культурного наследия белорусского народа; выражение личностного отношения к написанному. Задачи конкурса: 1. Привлечь внимание участников к героическому прошлому, памятникам культурного наследия братского белорусского народа. 2. Содействовать развитию активной гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение духовно- нравственных ценностей и славянского братства. II. Конкурс будет проходить в ЗАОЧНОЙ форме. III. Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется с 18 марта по 25 марта 2024 года Для заочного участия в конкурсе необходимо заполнить форму участника, пройдя по ссылке: https://forms.yandex.ru/cloud/65da12fbd04688cf214b5bb8/ От одного участника на конкурс может быть подано не более ОДНОЙ работы IV. Условия участия в конкурсе, в том числе для школьников из Республики Беларусь В конкурсе могут принять участие учащиеся 1-11 классов государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций общеобразовательных школ, студенты ВУЗов России, РБ, других славянских стран. Участие в конкурсе бесплатное и добровольное. V. Требования к конкурсной работе 1. Конкурсная работа выполняется в жанре заочной экскурсии, письма, эссе, очерка, путевой заметки, стихотворения, рассказа, рецензии по теме конкурса: - известные деятели науки, истории, литературы, изобразительного искусства, философии, культуры Республики Беларусь, а также исторические деятели, которые внесли значительный вклад в развитие и укрепление духовных, историко-культурных связей между нашими народами) - историко- культурные связи России и Республики Беларусь; - история памятных мест, городов, природных заповедников Беларуси; - национальные традиции регионов Беларуси; 2.Работа должна быть авторской, т.е. выполненной лично заявленным участником. 3.Работы принимается в электронном виде, набранные в текстовом редакторе и сохранённые в виде файла формата pdf объемом от 5 до 15 страниц; шрифт — Times New Roman, 14 кегль, полуторный интервал, выравнивание по ширине, поля – 2 см. 4.Тему работы формулирует сам участник конкурса. Тема работы набирается перед основным текстом и отделяется от основного текста пустой строкой. 5.Допускается иллюстрирование конкурсной работы рисунками или фотографиями внутри одного pdf-файла. 6. Доля авторского текста в сочинении должна составлять не менее 65%. Работы с меньшим процентом авторского текста не рассматриваются. 7. До завершения конкурса работа не должна быть опубликована участником в любых сторонних средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет. 8. Участвуя в конкурсе, обучающийся дает согласие на публикацию своей работы полностью или частично и использование организаторами конкурса материалов в некоммерческих целях, в том числе в сети Интернет (репродуцировать в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях). Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению Организаторов Конкурса с обязательным указанием авторства работ. Подведение итогов конкурса письменных работ– 5 апреля 2024 Для участников из Республики Беларусь работа принимается на белорусском и русском языках. Лучшие работы войдут в сборник творческих работ участников проекта «СЛАВЯНСКИЙ ВЕНОК» Предмет и критерии оценки: ♦ соответствие теме Конкурса и полнота ее раскрытия; ♦ соответствие выбранному жанру работы; ♦ соответствие сформулированной теме сочинения; ♦ оригинальность и самостоятельность формулировки темы и подачи материала; ♦ композиция и логика рассуждения; ♦ соответствие нормам русского языка; ♦ выражение авторской позиции. ДОПОЛНЕНИЕ. ЖАНРЫ КОНКУРСНЫХ РАБОТ Напоминаем главные признаки жанров: · письмо – эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности; · заочная экскурсия – 1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения; · эссе – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора; очерк – разновидность рассказа, полухудожественный – полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события или люди. В его основе – конкретность, документальность, «писание с натуры». Среди основных особенностей очерка, таким образом, можно выделить: 1) документальность, достоверность фактов, событий; 2) рассказ о конкретном реальном лице; 3) описание реально существующего места; 4)наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события; 5) отступления, которые основаны на авторских размышлениях; 6) вывод в конце очерка, в котором заложена авторская позиция; 7) использование изобразительных средств языка. путевая заметка ( путевой очерк) - это литературный жанр, известный еще в античности (сочинения Геродота, Плиния Старшего, Тацита). В основе путевых заметок лежит описание путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран, земель, народов. Архитектурные памятники, местные достопримечательности, обычаи, нравы и традиции, религиозные обряды, интересные встречи, уникальная флора и фауна – все это может стать объектом вашего изображения. Но главное – все должно быть пропущено через призму личного восприятия, носить на себе печать вашего индивидуального видения. Композиция( построение) ваших записей может быть весьма свободна. Они могут вестись в хронологической последовательности, с указанием дня, в виде дневниковой записи, быть в настоящем времени ( что усиливает эффект присутствия), разрываться вашими размышлениями об архитектуре, живописи, музыке, вообще о жизни, непосредственным откликом на события и последующим, ретроспективным взглядом на него. рецензия - это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный анализ литературного или художественного произведения, научно-исследовательской работы – реферата, статьи, фильма, театральной постановки. сстихотворение – может быть лирическим (послание, элегия, ода…) или лиро-эпическим (в жанре баллады или поэмы). Оргкомитет конкурса
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |