Десислава СЕМКОВСКА. Шануване в родопском селе Жребичко |
|
2023 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Десислава СЕМКОВСКАШануване в родопском селе ЖребичкоПо следам исчезнувшего ритуала
«Если бы кто-то впервые оказался в Жре́бичко, когда проводится шануване, он ни в коем случае не понял бы, что это призывники, а подумал бы, что попал на какую-то необычную свадьбу», – говорит проф. Илия Пеев. И хотя воинская повинность в Болгарии была отменена в 2007 году, небольшое родопское село на юге Болгарии до сих пор хранит память о пышных торжествах, когда молодых мужчин отправляли на военную службу. Точно неизвестно, кто и когда употребил слово «шануване» и почему так назвали этот чрезвычайно важный ритуал, посвященный защитникам Родины. В современном болгарском языке это слово не употребляется, но исследования проф. Пеева показывают, что в прошлом оно было известно не только в Болгарии, но и во всех славянских языках. Преклонение, почитание, уважение, достоинство – все это мудрый народный гений вкладывает в это магическое слово. «Жре́бичко было основано жителями Тырново, которые бежали и искали спасения, когда столица Тырново попала под турецкое владычество в 1393 году. Большая их часть оказалась в Родопах. Здесь, на красивой и величественной горе, они основали Жре́бичко, очень похожее на Тырново, а также перенесли культуру старой столицы, особенно то уважение и преклонение, которое они испытывали к болгарской государственности, болгарскому воинству, семье и Родине. Я склонен думать, что именно с тех пор и корни применения слова в Жребичко, и поэтому они вполне закономерно назвали «шануване» свое почитание мужчин, которые идут на военную службу», – поясняет проф. Пеев. Шануване в Жре́бичко организовывается десятилетиями и представляет собой десятидневное чествование призывников, получивших повестку. Первая составляющая обычая – песни будущих солдат – печальные, очищающие, заряженные верой и любовью, которые звучат в селе от рассвета до позднего вечера. «Солдатам, которые шли в пехоту и авиацию, предстояло два года разлуки, но для матросов это было целых три года. Этим объясняется печальный характер песен, ведь расставание причиняет боль как самим солдатам, так и их родственникам, любимым девушкам и друзьям. Одним из знаковых исполнений во время ритуала шануване была народная песня «Девица-красавица», – рассказал собеседник «Радио Болгария». Первая составляющая обычая – песни будущих солдат – печальные, очищающие, заряженные верой и любовью, которые звучат в селе от рассвета до позднего вечера. «Солдатам, которые шли в пехоту и авиацию, предстояло два года разлуки, но для матросов это было целых три года. Этим объясняется печальный характер песен, ведь расставание причиняет боль как самим солдатам, так и их родственникам, любимым девушкам и друзьям. Одним из знаковых исполнений во время ритуала шануване была народная песня «Девица-красавица», – рассказал собеседник «Радио Болгария». «Шануване сильнее всего в последний вечер, когда все близкие собирались в доме призывника, веселье длилось всю ночь, а утром играли последнее призывное хоро, после чего молодой человек отправлялся на военную службу». Третий элемент ритуала шануване – это всенародное уважение и почитание солдат, идущих на военную службу. «Я бы назвал его высшим, самым важным, самым существенным, потому что он содержит два других элемента, – поясняет проф. Пеев. – Именно третья составляющая является первопричиной, по которой жители села Жре́бичко назвали отправку призывников на военную службу «шануване». Народ интуитивно понимал значение священного долга по защите Отечества, и потому с таким большим уважением относился к парням, которые шли служить. Воинская повинность давно в истории, но защита Отечества не может быть историей и прошлым, потому что она гарантирует настоящее и будущее государства, от нее зависит, будет ли наша страна на карте мира. Это то, что жители Жре́бичко показывали перед всей страной и всем миром». Перевод и публикация: Мария Атанасова Впервые опубликовано на сайте Радио Болгария Фото: личный архив
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |