Геннадий ИВАНОВ. Ключ Юрия Ключникова |
|
2021 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Геннадий ИВАНОВКлюч Юрия Ключникова
«Его ключом я открываю двери…» Перед нами новая и во многом итоговая книга поэта Юрия Михайловича Ключникова. Поэта, стихи которого ценили Астафьев и Кожинов, Солоухин и Лихоносов и многие другие известные писатели. Его жизнь и творчество прекрасно описал критик Владимир Бондаренко в предисловии к книге Ключникова «Годовые кольца». Книга эта вышла в 2006 году в издательстве «Московский Парнас» и стала уже библиографической редкостью. Трогательное и вдумчивое послесловие к той книге написала дочь поэта Марина… Одним словом, я отсылаю читателей, которым интересно всё о Ключникове к этой книге и к другим его предыдущим сборникам, и к Интернету. Думаю, что сын поэта, который издаёт «Осеннюю молитву», обозначит в конце сборника сайт, на котором много интересного можно узнать о Юрии Михайловиче. Я буду говорить именно о сборнике «Осенняя молитва» И ещё шире о своём открытии и понимании поэзии Ключникова. Начну я с собственного стихотворения об этом поэте: Х Х Х Юрий Михайлович Ключников, Вот такое, скажем, полубелое стихотворение. Грузчиком, как я узнал, Юрию Михайловичу действительно пришлось семь лет поработать, чтобы как-то прокормить семью после партийного обвинения в богоискательстве и закрытия для него всех нормальных работ по специальности преподавателя, редактора или журналиста. А темы он поднимает на самом деле сложные, и слово его нагружено подлинным переживанием и смыслом. Это, я думаю, читатель сразу поймёт, внимательно читая стихи Ключникова. Я тут делаю акцент на слове подлинное. Есть стихотворцы, которые пишут на тему, рифмуют, импровизируют и только, а есть поэты, которые прежде всего слышат в себе боль или радость, проживают душой мысль, самих себя отдают читателю. Для них не случайно то или иное четверостишие, а выношенное, проверенное жизнью, они не могут не сказать именно так, согласно своим убеждениям и чувствам. Эти их убеждения и чувства переплавляются в душе поэта в строчки и строфы и как бы естественно, подлинно рождаются в мир. Вот, например, блистательное стихотворение Ключникова «Двое»: Она склонилась над постелью, Согласитесь, читатель, что надо обладать подлинно сердечным зрением, чтобы в терпеливой судьбе этих двух очень пожилых людей увидеть пример для подражания. Увидеть здесь судьбу России и сверить её с собственной судьбой. Всё творчество Ключникова – это путь от сложного к простому и именно в простом обретение глубины жизни и глубины своей души. Это и путь от смуты и сомнений к радости. Он приходит «к бревенчатым избам, скрипучим мостам, / наследникам прошлых столетий,/ к ромашкам во ржи, к утомлённым цветам, /что выросли где-то в кювете»…Только от этого простого и родного прямой путь к духовной высоте, о которой, например, касаясь поэзии Рубцова, говорил критик Михаил Лобанов: « От «звезды полей», от красоты родной земли он шёл к вифлеемской звезде, к нравственным ценностям…» Ключников в своей поэзии прошёл этот же путь. Он приходит к подлинной, духовной, России, которая открывается ему, как искреннему и чистой души поэту, во всей своей красоте и трагедии. Ключникову дано, подобно Тютчеву, говорить о России коротко и ясно и почти афористично. «Умом Россию не понять..» - это подметил Фёдор Иванович. А Юрий Михайлович в своих четырёх строчках, написанных еще в 1982 году тоже подметил довольно существенное: Все терпит русский наш простор: В наши дни через тридцать лет после написанного от чего русские люди больше всего страдают? Именно от этой самой продажности, от этого самого предательства…Отсюда непереносимая для многих тоска в душе. Книга «Осенняя молитва» поражает прежде всего обилием стихов, написанных в 2000-е годы. Их ещё называют нулевые. Но для Ключникова это десятилетие оказалось настоящей болдинской осенью. На него в полной мере сошла благодать Божья, то, мне кажется, к чему он стремился много-много лет. В эти годы он обрёл полную творческую свободу. Стихи как бы сами собой появлялись на свет, а это высшее состояние творчества. Он достиг его. В наше время из живущих так активно и плодотворно на восьмом десятке лет работают, пожалуй, только Глеб Горбовский и Константин Ваншенкин. Из недавно ушедших так работали в этом или почти этом возрасте Виктор Боков, Николай Тряпкин, Фёдор Сухов, Анатолий Жигулин, Алексей Решетов. Очень хорошие поэты. В этот ряд достойно встаёт Юрий Ключников. * * * Вечер дышит северной прохладою, Можно приводить многие и многие стихотворения этого периода жизни и творчества Юрия Михайловича, приводить как пример творческой полноты и цельности его стихов, как пример живых и свежих, порой парадоксальных стихов, как пример неувядаемой жизни. Так и вспоминаются знаменитые строки другого поэта: «Но быть живым! Живым и только. Живым и только до конца!» Есть у Бунина шестистрочное стихотворение «Старая яблоня»: Вся в снегу кудрявом, благовонном, *** В тяжкие, отчаянные самые Или так простодушно и точно в 2008 году написать о нашем телевидении: * * * Геннадий Иванов, первый секретарь Союза писателей России, лауреат Большой литературной премии России
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |