Геннадий ИВАНОВ. Ключ Юрия Ключникова
       > НА ГЛАВНУЮ > ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР > СЛАВЯНСТВО >


Геннадий ИВАНОВ. Ключ Юрия Ключникова

2021 г.

Форум славянских культур

 

ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР


Славянство
Славянство
Что такое ФСК?
Галерея славянства
Архив 2020 года
Архив 2019 года
Архив 2018 года
Архив 2017 года
Архив 2016 года
Архив 2015 года
Архив 2014 года
Архив 2013 года
Архив 2012 года
Архив 2011 года
Архив 2010 года
Архив 2009 года
Архив 2008 года
Славянские организации и форумы
Библиотека
Выдающиеся славяне
Указатель имен
Авторы проекта

Родственные проекты:
ПОРТАЛ XPOHOC
ФОРУМ

НАРОДЫ:

ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
◆ СЛАВЯНСТВО
АПСУАРА
НАРОД НА ЗЕМЛЕ
ЛЮДИ И СОБЫТИЯ:
ПРАВИТЕЛИ МИРА...
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
БИБЛИОТЕКИ:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...
Баннеры:
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ

Прочее:

Геннадий ИВАНОВ

Ключ Юрия Ключникова

«Его ключом я открываю двери…»
Ю. Ключников

Перед нами новая и во многом итоговая книга поэта Юрия Михайловича Ключникова. Поэта, стихи которого ценили Астафьев и Кожинов, Солоухин и Лихоносов и многие другие известные писатели. Его жизнь и творчество прекрасно описал критик Владимир Бондаренко в предисловии к книге Ключникова «Годовые кольца». Книга эта вышла в 2006 году в издательстве «Московский Парнас» и стала уже библиографической редкостью. Трогательное и вдумчивое послесловие к той книге написала дочь поэта Марина…

Одним словом, я отсылаю читателей, которым интересно всё о Ключникове к этой книге и к другим его предыдущим сборникам, и к Интернету. Думаю, что сын поэта, который издаёт «Осеннюю молитву», обозначит в конце сборника сайт, на котором много интересного можно узнать о Юрии Михайловиче.

Я буду говорить именно о сборнике «Осенняя молитва» И ещё шире о своём открытии и понимании поэзии Ключникова.

Начну я с собственного стихотворения об этом поэте:

Х Х Х

Юрий Михайлович Ключников,
Он не из нудных научников.
Не из унылых завистников
И не из снобов пустых.
 
Юрий Михайлович Ключников,
Он на земле без наручников –
Жизнь обнимает восторженно!
Родину любит душой!
 
Юрий Михайлович Ключников,
Он из талантливых штучников –
Штучный он весь и единственный.
Строем не ходит в стихах.
 
Он по природе из грузчиков,
Юрий Михайлович Ключников.
Темы берёт неподъёмные,
Но поднимает, несёт.
 
Самое главное: с радостью
В небо он смотрит великое.
Самое главное: радостью
Он поделился со мной.

Вот такое, скажем, полубелое стихотворение. Грузчиком, как я узнал, Юрию Михайловичу действительно пришлось семь лет поработать, чтобы как-то прокормить семью после партийного обвинения в богоискательстве и закрытия для него всех нормальных работ по специальности преподавателя, редактора или журналиста.

А темы он поднимает на самом деле сложные, и слово его нагружено подлинным переживанием и смыслом. Это, я думаю, читатель сразу поймёт, внимательно читая стихи Ключникова. Я тут делаю акцент на слове подлинное. Есть стихотворцы, которые пишут на тему, рифмуют, импровизируют и только, а есть поэты, которые прежде всего слышат в себе боль или радость, проживают душой мысль, самих себя отдают читателю. Для них не случайно то или иное четверостишие, а выношенное, проверенное жизнью, они не могут не сказать именно так, согласно своим убеждениям и чувствам. Эти их убеждения и чувства переплавляются в душе поэта в строчки и строфы и как бы естественно, подлинно рождаются в мир.

Вот, например, блистательное стихотворение Ключникова «Двое»:

Она склонилась над постелью,
где он лежит, едва дыша,
              её Иван.
Сутулой тенью
жизнь из него почти ушла.
 
Ушли в туманы ад военный,
и похоронки чёрный гром,
и воскресение из плена,
и новый плен в краю родном.
 
И как потом хлеба растили,
детей растили и страну.
Сыны и дочери России,
чья жизнь похожа на струну!
 
-Дай подниму тебя, Ванюша.
Все будет ладно впереди.
Покушай, радио послушай
и телевизор погляди.
 
И оба слушают, не слыша,
глядят, не видя пестрый мир,
где тени мёртвые колышут
хранимый Господом эфир.
 
Она качает головою:
-Ванюша, надо полежать.
И дай нам Бог, как эти двое
Россию нашу продолжать.
 
1981

Согласитесь, читатель, что надо обладать подлинно сердечным зрением, чтобы в терпеливой судьбе этих двух очень пожилых людей увидеть пример для подражания. Увидеть здесь судьбу России и сверить её с собственной судьбой.

Всё творчество Ключникова – это путь от сложного к простому и именно в простом обретение глубины жизни и глубины своей души. Это и путь от смуты и сомнений к радости. Он приходит «к бревенчатым избам, скрипучим мостам, / наследникам прошлых столетий,/ к ромашкам во ржи, к утомлённым цветам, /что выросли где-то в кювете»…Только от этого простого и родного прямой путь к духовной высоте, о которой, например, касаясь поэзии Рубцова, говорил критик Михаил Лобанов: « От «звезды полей», от красоты родной земли он шёл к вифлеемской звезде, к нравственным ценностям…» Ключников в своей поэзии прошёл этот же путь.

Он приходит к подлинной, духовной, России, которая открывается ему, как искреннему и чистой души поэту, во всей своей красоте и трагедии. Ключникову дано, подобно Тютчеву, говорить о России коротко и ясно и почти афористично. «Умом Россию не понять..» - это подметил Фёдор Иванович. А Юрий Михайлович в своих четырёх строчках, написанных еще в 1982 году тоже подметил довольно существенное:

Все терпит русский наш простор:
войну и холод, жар и мор,
лихую зиму, злую осень,
а вот продажность не выносит.

В наши дни  через тридцать лет после написанного от чего русские люди больше всего страдают? Именно от этой самой продажности, от этого самого предательства…Отсюда непереносимая для многих тоска в душе.

Книга «Осенняя молитва» поражает прежде всего обилием стихов, написанных в 2000-е годы. Их ещё называют нулевые. Но для Ключникова это десятилетие оказалось настоящей болдинской осенью. На него в полной мере сошла благодать Божья, то, мне кажется, к чему он стремился много-много лет.

В эти годы он обрёл полную творческую свободу. Стихи как бы сами собой появлялись на свет, а это высшее состояние творчества. Он достиг его.

В наше время из живущих так активно и плодотворно на восьмом десятке лет работают, пожалуй, только Глеб Горбовский и Константин Ваншенкин. Из недавно ушедших так работали в этом или почти этом возрасте Виктор Боков, Николай Тряпкин, Фёдор Сухов, Анатолий Жигулин, Алексей Решетов. Очень хорошие поэты. В этот ряд достойно встаёт Юрий Ключников.

*  * *

Вечер дышит северной прохладою,
запахом сырой земли и роз.
Крест свой, на других не перекладывая,
худо-бедно, я почти донёс.
 
Новое разбуженное чувство
в радостной рождается груди.
       -Господи!
Коль нет под новый груз Твой
чьих-то плеч,
Ты на мои клади.
 
2002

Можно приводить многие и многие стихотворения этого периода жизни и творчества Юрия Михайловича, приводить как пример творческой полноты и цельности его стихов, как пример живых и свежих, порой парадоксальных стихов, как пример неувядаемой жизни. Так и вспоминаются знаменитые строки другого поэта: «Но быть живым! Живым и только. Живым и только до конца!»

Есть у Бунина шестистрочное стихотворение «Старая яблоня»:

Вся в снегу кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых…
 
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
У Ключникова точно такая молодая старость. Он откликается на всё происходящее вокруг в стране и в мире. И в духовном мире своей души, прежде всего.

***

В тяжкие, отчаянные самые
приступы безумья и тоски
чувствуешь незримое касание
чьей-то ободряющей руки.
 
Господи! Лишь ты один и можешь
врачевать рубцы сердечных гроз.
Что же мы взамен Тебе предложим,
кроме наших бесконечных слёз?
 
2002
 
Так какой же радостью поделился с нами и лично со мной поэт Ключников? Каким ключом от тайны жизни он обладал, чтобы быть таким жизнестойким и неунывающим?
Конечно, прежде всего радостью обретения Бога в душе. И радостью любви к Родине, к природе, к поэзии. Да, он о многом глубоко переживает, но его поэзия не позволяет нам утратить веру и надежду. Это главное.
Эпиграфом к предисловию я взял строку поэта из стихотворения «Не видит сердце…»:
 
Не видит сердце, и душа не слышит
ни слов, ни ликов, только тихий звон…
Я чую, как в молитве кто-то дышит
во мне ли, по соседству. Это Он.
 
Его ключом я открываю двери…
Да, Его ключом открывает двери вдохновения, двери самой жизни поэт Ключников. Божьим ключом…
Отсюда и такая лёгкость слога в его-то годы! Отсюда такой поэтический подъём!
Это же какой чистой и радостной душой надо обладать, чтобы в восемьдесят лет рифмовать «имэйл» с «Емелей»:
Жду новостей, но писем новых нет,
ни в ящике почтовом, ни в имэйле.
Живу наследством уходящих лет
подобно легендарному Емеле.

Или так простодушно и точно в 2008 году написать о нашем телевидении:

* * *
Я телевизору на сто процентов верю.
Ценю за то, что каждый ржавый гвоздь,
в какие бы ни одевался перья,
в нём делается видимым насквозь.
 
Чирикает иной политик-птичка
что врать и воровать нехорошо.
Глядишь снаружи:
личико-яичко,
а на просвет внутри-то - болтушок.
 
Всё это очень удивительно.
Только одно ещё и ещё раз можно сказать: Божья благодать.
Значит, заслужил своей мудрой жизнью, своими молитвами, добрыми делами. Добрыми помыслами.
Я думаю, что добрая слава о поэте Юрии Михайловиче Ключникове будет шириться и распространяться по России. Его надо читать.

Геннадий Иванов, первый секретарь Союза писателей России,  лауреат Большой литературной премии России

 

 

 

 

 

 

СЛАВЯНСТВО



Яндекс.Метрика

Славянство - форум славянских культур

Гл. редактор Лидия Сычева

Редактор Вячеслав Румянцев