Андрей ЧЕРНОВ. Чудо человечности Ивана Привалова |
|
2021 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Андрей ЧЕРНОВЧудо человечности Ивана Привалова
В чём он, секрет сохранения человечности? Это один из ключевых вопросов, волнующих героев очерков и рассказов Ивана Привалова из сборника «Самый западный день», увидевшего свет в Калининграде в 2018 году. Вопрос, который тревожит не одно поколение людей всех стран, всех эпох. Кажется, это привычно, избито, но, тем не менее, актуальность вопроса не исчезает. Да и вряд ли исчезнет – во всяком случае, пока человек остаётся человеком. Герои рассказов Привалова по-разному ищут ответ на этот вопрос. И не всегда ответ находится. Порою простые истины закрывает шелуха обыденности. Но тем ценнее прорыв сквозь лес преград к искомому. Многие рассказы пронизаны отсылками к прошлому. Это может быть уводящая во временные дали собственного детства тропа, когда мир был не познан, когда всё озаряло солнце счастья – даже в бедность и лишения. Мир шелестел огромными деревьями, за которыми, казалось, скрыта вселенная, а вовсе не соседняя деревня или город. И дождь проливающейся радостной нови растил траву во дворе и тебя, взрослеющего, умнеющего, тянущегося заглянуть за огромные деревья. Всё это в – небольших, ёмких рассказах Ивана Привалова «Охота» и «Дорога, несущая детство». Будто старые выцветшие фотокарточки погружают нас в воспоминания – грёзы давно сбывшегося. Кому-то покажется – зарисовки прошлого. Лично мне же они кажутся обжигающими осколками памяти, от которых может вспыхнуть бумага – так они горячи. Такими же пылающими осколками, наполненными тягучей атмосферой войны – войны не события, не факта, не эпизода, а войны как действительности, предстают рассказы Привалова о чеченских войнах. Писатель прошел две чеченские кампании, прожив их и пережив. Впечатления с документальной достоверностью выкристаллизовались в рассказах сборника «Филиппыч», «День независимости», «То, что мы потеряли», «Добро пожаловать в ад», «Бусы», «Тот, кто лежал у окна». В них предстаёт ужас войны как действительности – страшной обыденности, уносящей жизни друзей. Каждый миг может стать последним – для радости и горя. В прозе Привалова много сочных, выразительных примет войны, сотворяющих магию эффекта присутствия. Чего стоит «довольный дым» от пожарищ – именно таким, довольным инфернальным змеем горят дома, склады, техника в любую из войн. Это нужно увидеть и почувствовать – это правда очевидца. Если передать другим словом – это правда писателя. Война как высшая форма бесчеловечности пробуждает вопрос о ценности человечности. Этот вопрос переходит из рассказа в рассказ, проявляясь то открыто, то маскируясь. Но всегда – он стержень, держащий повествование. Конечно, автор не пытается изобразить занудного коуча, дающего простой ответ на сложный вопрос. Предлагаемые писателем ответы звучат просто, ненавязчиво. Тем больше, нам кажется, их цена. В царстве смерти и огня, в пылу войны герои Привалова показывают наглядно этот простой ответ. Он действительно прост, как просты жизнь и смерть. Любовь к ближнему – так по-библейски кратко его можно сформулировать. А выражается эта любовь по-разному – в заботе о товарище, в верности своим обещаниям (как это многое значит на войне!), в милосердии и доброте к страдающим, в беспощадности к собственным недостаткам. В способности прощать, очищаться от скверны ненависти – даже к врагам. Именно так, просто, давно очевидно звучат эти истины. Вдалеке от войны эти слова кажутся пресными, а вот на войне они звучат как проповедь под сводами собора – пронизывает тебя насквозь. Тема войны одна из центральных в сборнике, это и понятно, поскольку тесно привязана к самому автору, его опыту, впечатлениям, всей жизни. Это и придаёт этим рассказам настоящесть, не искусственность, а подлинность документа, своеобразного личного дневника. Эта дневниковость проявляется и в других рассказах Ивана Привалова, будь они посвящены службе и личным впечатлениям от столкновения с жизнью («Саксофон», «Женька», «Наставники», «Камин», «Пентагон», «Рысь, копающая картошку») или единению с миром ребенка, познающего жизнь («Эхо», «Самый западный день», «Волны Лохштедского леса», «Не надо нас бояться», «Мы говорим с лесом», «Фонарик»). Эта искренность и подкупает читателя, заставляет верить и сопереживать героям рассказов Привалова. И из этого пробужденного чувства сопереживания вырастает понимание Человека – в себе и в твоём близком. А раз так, то и постигается чудо человечности. г. Луганск
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |