Дмитрий ЕРМАКОВ. Небо жизни |
|
2020 г. |
Форум славянских культур |
ФОРУМ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР |
|
СлавянствоЧто такое ФСК?Галерея славянстваАрхив 2020 годаАрхив 2019 годаАрхив 2018 годаАрхив 2017 годаАрхив 2016 годаАрхив 2015 годаАрхив 2014 годаАрхив 2013 годаАрхив 2012 годаАрхив 2011 годаАрхив 2010 годаАрхив 2009 годаАрхив 2008 годаСлавянские организации и форумыБиблиотекаВыдающиеся славянеУказатель именАвторы проектаРодственные проекты:ПОРТАЛ XPOHOCФОРУМНАРОДЫ:◆ ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ◆ СЛАВЯНСТВО◆ АПСУАРА◆ НАРОД НА ЗЕМЛЕЛЮДИ И СОБЫТИЯ:◆ ПРАВИТЕЛИ МИРА...◆ ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯБИБЛИОТЕКИ:◆ РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ...Баннеры:Прочее: |
Дмитрий ЕРМАКОВНебо жизни
О книге Николая Васильева «Вселенная полей», Вельск, 2019Каждый писатель создаёт в своих произведениях свой мир. У одних это тесный мирок; у других – широкое жизненное полотно; у немногих, но великих – целая Вселенная… Читатель же волен выбирать – войти в мир писателя, задержаться в нём или побыстрее оставить его, или же и вовсе обойти стороной… Николай Васильев создал свой творческий мир и даже свою вселенную: одна из его книг, изданная в 2019 году, так и называется – «Вселенная полей». Об этой книге я и буду говорить. У творчества Николая Васильева, на мой взгляд, два основных источника: наблюдения за природой (в основном, родного Вельского района Архангельской области), и творчество любимых писателей. Из этих-то родников и черпает Николай Васильев, создавая свои оригинальные, не попадающие под привычные жанровые определения, произведения. (Не случайно книга «Вселенная полей» имеет подзаголовок «лирические пейзажи»). Да, это и дневниковые записи, и фенологические наблюдения, записанные в лирическом ключе, и размышления о жизни и творчестве, и своеобразные отклики на произведения любимых авторов… Книга организована как годовой круг жизни и чтения. И войдя в этот круг, мне захотелось задержаться в нём, потому что это круг родных понятий, картин, имён… Николай Васильев одарён словом. И этим даром он пользуется умело и щедро. «Снег выпал вчера под ночь. С утра тоже покропило сухим и лёгким под крепкий морозец. Скоро встало солнце, и весь день не уходило. На юге стояли тонкие ледянки облаков, а на северо-востоке, никому не мешая и не угрожая, неподвижно притороченное весь день к одному месту, провисело облако, сливаясь с лесом. Весёлый аэропорт птиц за окном! Лес ярко освещён солнцем. Сосны впервые теплы стволами и мягко-кремовы…» – так описывает зимний пейзаж автор в главе «Эскизы января». Казалось бы – сколько уже описаний зимнего дня в русской литературе! Но Николай Васильев нашёл свои и точные слова, потому так зрима, понятна и при этом – неповторима (как всякое мгновение в природе) написанная им картина (он именно живописует словом). Или вот из рассказа «Немножко зимы»: «Весь день снег. Тихий. Знаете: в ярком и чистом свете дня, в котором солнце явственно живёт за облаками, вдруг – снег. Светлый, дневной, солнечный снег…» И в этом же рассказе описание снегиря: «Снегирь-сановник устроился в малиннике, наполовину утонувшем в снеге… Как ловок, как изящен толстячок красногрудый!.. Жаль, мало погостил». …А на столе моём, рядом с книгой Николая Васильева и книга стихов замечательного поэта Александра Логинова, которому и посвящён рассказ, и в книге этой – пронзительное стихотворение «Снегири». «…Как пылали они // В ту лихую и лютую зиму, // Когда я, молодой, // с непокрытой стоял головой!» Так вселенная полей Николая Васильева, одним волшебным мигом расширилась для меня ещё и поэтическим миром Александра Логинова… Кто-то скажет, мол, это всё пейзажные зарисовки… Но ведь пейзаж становится пейзажем, когда его увидит и творчески осмыслит человек. Вне человеческого понимания никакого пейзажа нет. Человек, его взгляд, его мысль – мера красоты… Или её отсутствия. Пейзаж в произведении – не просто картинка, а отражение движения души человека-автора. Поэтому, пейзаж – это часть сюжета. А у Николая Васильева – это главная, большая часть сюжета… И это очень интересно – наблюдать за природой, за изменениями в ней вместе с Васильевым. Это наблюдения не только за природой, а за всем миром, включающим в себя и природу, и человека в природе, и всё созданное человеком… Только внимательному (а внимать, это: слышать, чувствовать, принимать) наблюдателю выпадает удача увидеть и передать словом, например, такую картину: «Вдруг из несущегося стеной снежного вихря вынырнула сова. Она, кажется, летела прямо на мои окна на втором этаже. Сова летела теперь впереди гудящей массы и была ярко освещена. Чистый, чуть розоватый болид с изумлёнными, широко расставленными глазами, за которым «мчалась туч торопливая тёмная сила». Она перечеркнула паутину дрожащей в лихорадке антенны и исчезла…» Сколько внутренней энергии, передающей энергию стихии, в этом абзаце! А книга и читатель вместе с ней движутся по годовому кругу. И вот уже весна, и «зернистые снега под колёсами машин звучно пересыпаются из стороны в сторону, стучат колёса в бесконечные колдобины, фырчат, рассекаясь, лужи, плещут о коричневые сугробы, шуршат сапоги придорожным, рыхлым… И первый в году выезд на велосипеде. И вглядывание в звездное небо… Разве это не сюжет? И разве не было чего-то подобного в твоей жизни? И если вдруг не было, то теперь есть… И вместе с автором, как наше, русское, читаю слова японца: «Какая радость! Первый укус комара В этом году». И ещё: «И в это мгновение из скворечника соседки, весело торчащего в пустой могучей берёзе, прозвучала первая песня. – Оля, скворцы прилетели… – Да, я тоже сегодня слышала…» Спасибо автору за эти слова, я тоже, говорил их (хотя называл другое имя…). Спасибо за то, что вспоминается и весна, и скворцы, и ещё многое родное и дорогое… …А потом, как и положено, приходит лето… и осень, и снова зима. Круг замыкается. Но ведь это не просто круг – это виток спирали, ведущей вверх. Во вселенную полей, в небо жизни…
|
|
СЛАВЯНСТВО |
Славянство - форум славянских культурГл. редактор Лидия Сычева Редактор Вячеслав Румянцев |